Административный порядок разрешения налогового спора



Исторические аспекты административного порядка разрешения налоговых споров

Прежде чем рассматривать современные регламентированные процедуры административного порядка разрешения налоговых споров, необходимо представить ключевые аспекты история развития досудебного урегулирования споров, вытекающих из налоговых правоотношений. В частности, наиболее ярким и значимым для развития налогового законодательства в аспектах регулирования налоговых споров, является Русская Правда, именно в рамках данного документа начала действовать судебная система, которая и стала первоисточником и основополагающим документом в разрешении различных видов споров, в т.ч. и налоговых.

Петр I в период своего правления провел огромную работу в области реформации экономики нашей страны, в том числе и учредил верховный орган управления и суда, который назывался  Правительствующий Сенат, данный орган власти являлся центральным административным органом, а в его правовые обязанности входило рассмотрение юридических споров. Правительствующим Сенатом было дано начало правового регулирования подачи жалоб:

— обязательность предоставления доказательств своей позиции (в случае непредоставления аргументов в защиту своей точки зрения, жалоба подающего могла быть оставлена без рассмотрения губернскими и областными присутствиями);

— последствия нарушения срока и порядка подачи жалобы (жалобы налогоплательщиков, поданные за пределами установленного срока, либо был нарушен порядок подачи жалобы;

— обязательное присутствие подателя жалобы при рассмотрении материалов (документ, который выносился с данным нарушением, мог быть признан незаконным);

— право государственного органа уменьшать размер штрафных санкций;

— решение по результатам рассмотрения заявления (губернские присутствия принимали к сведению как письменные, так и устные доказательства).

В период правления советской власти (1917-1991 гг.), к сожалению, из-за смены ключевой модели экономики, а в том числе и системы налогообложения, институт судебных споров практически утратил себя. В настоящее же время, начиная с основ рыночных преобразований в нашей стране, институт досудебного регулирования налоговых споров, вновь обрел свою вторую жизнь и начал развиваться наравне с другими экономическими институтами.

На сегодняшний день порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в главах 19 и 20 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в Приказе ФНС России от 13 февраля 2013 года № ММВ-7-9/78@ «Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013–2018 годы» и Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».


Какие претензии можно урегулировать в досудебном порядке?

Согласно статистическим данным, наиболее типичными претензиями о нарушений прав лиц, рассматриваемые в жалобах, являются такие проблемные аспекты, как:

— нарушение сроков исчисления имущественного налога;

— неправомерное выставление требования об уплате налогов;

— отказ в предоставлении налоговых вычетов;

— блокировка банковских счетов на основании вынесенных постановлений;

— отказ в возврате налога.


Понятие и этапы досудебного порядка урегулирования налоговых споров

Под досудебным  урегулированием налоговых споров следует понимать процедуру рассмотрения и разрешения обращений, жалоб, апелляционных жалоб на действия, бездействия и решения налоговых органов вышестоящей инстанцией внутри ведомства.

Досудебный порядок урегулирования налогового спора называется так же претензионным порядком, а его суть заключается в примирительных процедурах между сторонами возникшего спора, выраженных в предъявлении в письменной форме претензии и последующего, соответствующего ответа на нее.

Этапы (порядок) досудебного урегулирования налоговых споров представлены на рисунке 1.

Досудебный порядок разрешения налоговых споров

В том случае, если в ходе досудебного разрешения налогового спора его стороны пришли к единому мнению, данный спор считается разрешенным. Так, например, если налоговый орган предложил налогоплательщику в добровольном порядке, по средствам направления ему судебного решения или требования, оплатить налоги и сборы, а налогоплательщик выполнил эти требования, то дело можно считать исчерпанным. В таком случае не потребуется судебного разбирательства.

Досудебный порядок разрешения налоговых споров предоставляет возможность:

— выразить несогласие с актом налоговой проверки и результатами мероприятий налогового контроля;

— заявить возражение на акт о выявлении фактов налоговых нарушений; обжаловать вступившее или не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— обжаловать действия и бездействие налоговых органов.


Алгоритм обжалования налоговых споров в досудебном порядке

Алгоритм досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц предполагает:

— составление жалобы или апелляционной жалобы;

— направление жалобы или  апелляционной жалобы в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства физического лица почтовым отправлением, через интернет или лично по месту нахождения налогового органа; участие в рассмотрении жалобы или апелляционной жалобы в налоговом органе;

— получение решения налогового органа по результатам рассмотрения жалобы или апелляционной жалобы налогоплательщика.


Сроки и порядок обжалования

Ознакомление с материалами налоговой проверки осуществляется в срок, не превышающий 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки. Направление письменных возражений на акт выездной налоговой проверки осуществляется в срок, не превышающий 1 месяца со дня получения акта налоговой проверки. Руководитель налогового органа или его заместитель обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Акт налоговой проверки вместе с другими материалами налоговой проверки, а также письменные возражения налогоплательщика рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем в срок, не превышающий 10 дней со дня истечения срока представления письменных возражений налогоплательщика на акт налоговой проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем налогового органа или его заместителем принимается решение о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности, либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок, не превышающий 10 дней со дня истечения срока представления письменных возражений налогоплательщика на акт налоговой проверки. При этом срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен на срок, не превышающий 1 месяца. Представление письменных возражений на результаты проведения дополнительных мероприятий налогового контроля осуществляется в срок, не превышающий 10 дней со дня истечения срока проведения указанных мероприятий.

Согласно статье 139 НК РФ жалоба на решение и действие налогового органа подается в вышестоящий орган внутри ведомства, но через инстанцию, чье поведение обжалуется.  

Таким образом, подача жалобы, обращения или апелляционной жалобы документов в налоговый орган, производится  по месту регистрации налогоплательщика по почте, через интернет (на официальном сайте ФНС России, управлений по субъектам, единого портала государственных услуг) или лично по месту нахождения ИФНС.


Варианты разрешения налогового спора в досудебном порядке

В досудебном порядке рассмотрения обращения в досудебном порядке, в практике существуют следующие варианты урегулирования спора:

— отмена решения налогового органа о доначислении налога и санкций за его несвоевременную оплату;

— вынесение решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности; отмена решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения; признание действий или бездействия налоговых органов неправомерными и принятие мер по устранению допущенных ими нарушений.

Преимуществом досудебного порядка урегулирования изучаемых экономических споров, заключаются в простоте и оперативности. В частности, статьей 140 НК РФ  установлен срок рассмотрения жалобы и апелляционной жалобы на решение о привлечение к ответственности составляет 1 месяц со дня ее получения, а других жалоб — 15 дней.

Ключевым преимуществом института досудебного порядка разрешения налоговых споров над судебным, является то, что данный порядок предоставляет возможность использовать альтернативные способы разрешения сложившихся конфликтов, так как взаимоотношения сторон здесь строятся на принципе сотрудничества. Кроме того, разрешение спора может быть осуществлено его сторонами, как самостоятельно, так и с привлечением независимого посредника, содействующего своевременному и конфиденциальному разрешению спора. В тоже время, достигнутое соглашение не должно противоречить закону а, следовательно, должно быть заключено с учетом императивных норм и принципов действующего права.

Таким образом, досудебное урегулирование налоговых споров — это оперативный и действенный метод разрешения конфликтов о приостановлении операций по счетам, о возложении обязанности уплатить налог, пеню, штраф, а также по иным решениям налогового органа, которые требуют быстрого реагирования налогоплательщика.

Оставьте комментарий