Англо-американская система уголовного права

Англо-американская система уголовного права



Общая характеристика и исторические этапы развития англо-американской системы уголовного права

В настоящее время англо-американская (англо-саксонская) правовая семья объединяет уголовное право более чем 60 стран всех без исключения континентов. Особое место среди таких государств занимают Англия (как «родоначальница») и США (как наиболее своеобразный представитель данной семьи). Главная исторически обусловленная отличительная черта Особенной части, как, впрочем, и всего английского уголовного права, заключается в отсутствии кодифицированной формы его внешнего выражения на официальном (общеотраслевом) уровне. В самом первом приближении модель такой кодификации существует пока только на доктринальном и законопроектном уровнях. В частности, в научных трудах английских ученых- юристов и учебной литературе Особенная часть уголовного права терминологически обозначается как «Отдельные преступления» либо «Определение отдельных преступлений» и подразделяется на 3 рубрикации: преступления публичного характера, преступления против личности и преступления против собственности. В последнем (третьем по счету) официальном проекте УК Англии и Уэльса 1989 г. вторая часть с названием «Преступления», фактически представляющая его Особенную часть, включает 2 раздела: «О преступлениях против личности» и «Об имущественных преступлениях.

Что касается реально действующей системы Особенной части уголовного права, то она носит некодифицированный (либо частично кодифицированный, точнее консолидированный в рамках отдельных институтов) характер и определяется исходя из иерархии двух основных образующих ее формальных источников. Согласно опубликованным данным, в этих источниках рассредоточено сейчас приблизительно 7000 – 7200 конкретных видов преступлений.

Первую, самую представительную и значимую группу таких источников, составляют законодательные акты парламента (статуты), которые принимались в период с середины XIV в. до начала XXI в. и которые исключительно или преимущественно регламентируют именно вопросы Особенной части уголовного права Англии. Сюда, к примеру, можно отнести следующие из них: «О государственной измене» (1351 г.), «О богохульстве» (1547 г., 1558 г. и 1697 г.), «Об охране портов» (1772 г.), «Об ответственности за пиратство» (1837 г.), «О преступлениях против личности» (1861 г.), «Об охране государственной тайны» (1911г., 1920 г. ,1939 г. и 1989 г.), «О подделках» (1913 г.), «О половых преступлениях» (1956 г., 1967 г., 1976 г., 1985 г. и 2003 г.), «Об убийстве» (1957 г.), «О краже» (1968 г. и 1987 г.), «О преступном причинении ущерба имуществу» (1971 г.), «О злоупотреблении наркотиками» (1971 г.), «О преступном распространении наркотиков» (1986 г.), «О преступлениях и беспорядках» (1998 г), «О корпоративном убийстве и о корпоративном человекоубийце» (2007 г).

Целый ряд из перечисленных статутов 131 (например, о преступлениях против личности, половых преступлениях) по сути представляют собой консолидированные акты, т.е. фактически мини-кодексы или кодификацию отдельных институтов Особенной части уголовного права Англии. К этой же группе формальных источников примыкают комплексные законы, а также законы иной отраслевой принадлежности, содержащие отдельные запреты уголовно-правового характера: «О контроле над загрязнением окружающей среды» (1974 г.), «О диких животных и растениях» (1974 г.), «О расовых отношениях» (1976 г.), «О банковском деле» (1979 г.), «О дорожном движении и нарушителях правил дорожного движения (1988 г.), «О полиции» (1997 г.), «Об уголовном правосудии» (2003 г.) и др. Вторую, но исторически самую древнюю и многочисленную группу источников Особенной части английского уголовного права составляют судебные прецеденты, которые устанавливают преступность и наказуемость либо только преступность отдельных деяний. Следует отметить, что на протяжении XIX – XX вв. судебные прецеденты стали постепенно утрачивать свое былое значение.

Исключительно знаковым в этом отношении стало решение Палаты лордов 1972 г. по делу Нуллера, согласно которому суды лишились права устанавливать уголовную ответственность за какие-либо новые преступные деяния или расширять уже существующие составы преступлений. Тем не менее, судебные прецеденты более раннего периода до сих пор сохраняют свою силу. Например, простое и тяжкое убийство по-прежнему признаются преступлениями согласно общему праву, однако наказания за них предусмотрены в статутах о преступлениях против личности 1861 г. и об убийстве 1957 г. В отличие от Англии система Особенной части уголовного права США имеет дуалистический характер, обусловленный федеративным устройством данного государства. В нем сосуществуют сейчас 53 относительно самостоятельных как бы параллельных уголовных юрисдикций: федеральная, 50 штатов, округа Колумбия и «свободно присоединившегося государства» Пуэрто – Рико.

Иными словами, эта система состоит из двух подсистем (кодифицированной и некодифицированной), каждая из которых представлена как на уровне федерации в целом, так и на уровне ее субъектов в отдельности. Причем если по одному и тому же вопросу между законом штата и федеральным законом возникает коллизия, то приоритет, как правило, имеет федеральный закон. На федеральном уровне кодифицированную подсистему Особенной части уголовного права США с известной долей условности образует сейчас часть 1 «Преступления» раздела (титула) 18 Свода законов США, изданного в 1873- 1877 г. (в редакции 1909 г. и 1948 г.). Точнее говоря, за исключением главы 1 «Общие положения» (по сути мини-Общей части, состоящей всего лишь из 22 статей), остальные 85 глав данного раздела посвящены вопросам Особенной части, т.е. установлению преступности и наказуемости конкретных деяний с так называемым «федеральным элементом».

К такой категории относятся преступления, совершенные:

а) с участием федеральных служащих (например, взяточничество или хищение);

б) против федеральных служащих (например, убийство или воспрепятствование исполнению служебных обязанностей);

в) против интересов нескольких штатов (например, похищение и перегон автомобилей из одного штата в другой или сбыт наркотиков) либо США в целом (например, измена или шпионаж);

г) на территориях, принадлежащих федеральным ведомствам (например, на территориях национальных парков или заповедников).

Таким образом, в целом федеральное уголовное законодательство США имеет ограниченную сферу действия. В отличие от уголовного законодательства стран, принадлежащих к романогерманской (европейской) правовой семье, все преступления структурированы не по предметному критерию (родовому объекту), а, как уже упоминалось ранее строго в алфавитном порядке.

В результате, к примеру, статьи об ответственности за посягательства против животных и растений (гл.3) предшествуют статьям об измене (гл.115), терроризме (гл. 113 В) и даже убийстве (гл 51). Такой подход по-разному оценивается американскими учеными-юристами. Одни считают его «хаотичным» (Браун и Шварц) и фактически непригодным для использования (Зиглер); другие – вполне оправданным с точки зрения облегчения поиска нормативного материала. На уровне отдельных штатов кодифицированная подсистема Особенной части уголовного права США нашла отражение в их Уголовных кодексах, большинство из которых были приняты во второй половине ХХ столетия. Их «прототипом», «единым ориентиром» послужил разработанный Институтом американского права проект Примерного УК 1962 г. Особенная (вторая) часть последнего («Определение отдельных преступлений») с учетом предметно – логического принципа и избранных приоритетов уголовно-правовой охраны дифференцируется на 6 титулов:

1) посягательства на существование или безопасность государства;

2) посягательства, представляющие опасность для личности;

3) посягательства на имущество;

4) посягательства против семьи;

5) посягательства против публичной администрации;

6) посягательства на публичный порядок и благопристойность.

Однако, исходя из такой рубрикации в целом, законодатель каждого штата придал ей свой оригинальный облик.

Например, в Уголовных кодексах штатов Гавайя и НьюЙорк отсутствует раздел о государственных преступлениях. Зато в Особенную часть УК штата Нью-Йорк дополнительно включен раздел «Неоконченные посягательства», а УК штата Пенсильвания – раздел «Разные посягательства». В итоге, к примеру, структура Особенной (третьей) части УК штата Нью-Йорк (одного из самых известных и авторитетных кодексов США) под названием «Конкретные преступления» аккумулируют в себе 10 следующих разделов (титулов): 1) неоконченные посягательства; 2) преступления против личности; 3) причинение ущерба имуществу; 4) хищения; 5) обман; 6) преступления против публичной власти; 7) преступления против общественного здоровья и нравственности; 8) преступления против общественного порядка; 9) преступления против семьи 10) преступления против общественной безопасности. Кроме того, отдельные уголовно-правовые запреты, например, связанные с «отмыванием» денег (подобно части 1 раздела 18 Свода законов США) были предусмотрены в части 4 данного Кодекса «Административные положения» (§ 470.00 – 470.20). Обращает на себя внимание то, что Особенная часть названного Кодекса (как, впрочем, и целого ряда УК других штатов) фактически начинается с преступлений против личности. Это является «структурным индикатором» идеологии всего кодекса, направленного на первоочередную защиту интересов конкретного человека.

Уместно заметить, что такой подход к построению Особенной части уголовного права был впоследствии воспринят в процессе принятия современных УК в целом ряде стран, принадлежащих к романо-германской (европейской) семье права (например, Австрии, Испании, Португалии, Франции, Хорватии). Исключениями в этом ряду являются УК штата Айдахо, сохранивший алфавитный порядок изложения нормативного материала, а также УК тех штатов, которые были приняты до появления Примерного УК 1962 г. Например, при подготовке УК штата Калифорния 1909 г. (крупнейшего штата США) была 133 предпринята попытка отразить в его Особенной (первой) части («О преступлениях и наказаниях») теорию разделения властей, в результате чего, скажем, преступления, связанные со взяточничеством, оказались предусмотренными в трех ее разных титулах. Переходя к характеристике некодифицированной подсистемы Особенной части уголовного права США, следует прежде всего отметить, что она как на федеральном уровне, так на уровне отдельных штатов по своему объему и содержанию вполне сопоставима.

С учетом их юридической силы, к элементам данной подсистемы нужно отнести следующие. Во-первых, что особо примечательно, это отдельные предписания Конституции США, а также конституций некоторых штатов данной страны. Например, согласно ст. 111 Конституции США 1787 г. государственная измена карается смертной казнью; в соответствии с § 37 ст. 1 Конституции штата Орегон тяжкое убийство наказывается смертной казнью или пожизненным заключением.

Во-вторых, это весьма многочисленные по своему количеству специальные законы, которые как бы дополняют Особенную часть уголовного права США и отдельных штатов данной страны. Иллюстрацией могут служить федеральные законы о контроле над организованной преступностью 1970 г., о мошенничестве и злоупотреблениях, связанных с компьютерами 1986 г., о контроле над преступностью 1984 г., о контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах 1994 г., а также закон штата Калифорния о контролируемых веществах 1970 г. и др. В-третьих, это законы (в том числе, кодифицированные) иной отраслевой принадлежности, одновременно содержащие конкретные уголовно-правовые запреты.

В контексте изложенного следует назвать федеральные законы о ценных бумагах (1933 г. и 1934 г.), об охране окружающей природной среды (1969 г. и 1970 г.), Кодекс внутренних государственных доходов и др. На уровне, к примеру, штата Калифорния сюда можно отнести Транспортный кодекс, Кодексы о здравоохранении, безопасности, бизнесе и профессии и т.д. По подсчетам И.Д. Козочкина, общее количество таких запретов только на федеральном уровне составляет около 3000, причем они рассредоточены почти во всех остальных 49 (помимо 18-го) разделах Свода законов США.

В-четвертых, в роли источников отдельных уголовно-правовых запретов могут выступать подзаконные акты, издаваемые Президентом США, министерствами и ведомствами федерального правительства, а также соответствующими органами исполнительной власти штатов. Так, в соответствии с исполнительным приказом бывшего Президента США Р. Рейгана, который был издан в 1986 г. в рамках реализации экономических санкций против Ливии, американцы, не покинувшие территорию этой страны к установленному сроку, могли быть подвержены тюремному заключению до 10 лет и штрафу в размере до 50 тыс. долларов. Одним из ордонансов Лос-Анжелеса предусматривается уголовная ответственность лица, которое в течение 5 дней после прибытия в город не зарегистрируется в полиции. Наконец, в-пятых, в некоторых штатах США, в частности Нью-Мексико, Вашингтон, Вирджиния, Филадельфия и Флорида статус источников Особенной части уголовного права сохраняют нормы общего права.

Таким образом, следует отметить, что, начиная со второй половины ХХ в., в США предпринимались неоднократные попытки реформирования Особенной части уголовного права как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов (например, штата Калифорния). Однако все они оказались безрезультативными. Одна из возможных причин этого – явная не разработанность вопросов построения системы Особенной части уголовного права в научных трудах американских ученых-юристов. Тем не менее, изложенная выше информация о структурно-содержательной специфике Особенной части англо-американского уголовного права представляет собой не только научный, но и практический интерес.


Общие черты и особенности англо – американской правовой системы

Зарождение общего права (по способу формирования это право судебной практики) связывается с усилением власти английского короля и жесткой централизацией королевских судов в XII в. Как известно, в общем праве, подвергшемся слабому римскому влиянию, доминируют судебные решения, а не законодательство. Кроме того, в нем присутствует приоритет процессуальных норм над материальным правом.

Изначально своеобразные черты английскому общему праву, возникшему в XII столетии, придала как географическая (островная) изоляция этой страны от европейского континента (это затруднило рецепцию римского права), так и достаточно прочное положение англонормандской королевской династии в масштабах компактного государства, что способствовало развитию практики королевских разъездных судов. Позже, на исходе зрелого феодализма (XIV- XV вв.), формализм общего права был преодолен не на основе его глубокого и всестороннего реформирования, а путем выстраивания параллельной системы права- права справедливости, состоящего из судебных решений лорда-канцлера. Две параллельные системы благополучно просуществовали до конца XIX века. И хотя формально они тогда были объединены, но и поныне в системе английского права сохраняется выделение общего права и права справедливости, а в среде юристов также практикуется соответствующая специализация.

Отсутствие кодификации — одна из особенностей английского права наряду с преемственностью права (continuity), системой прецедентов, корпусов судей, независимость от Короны, общим правом и правом справедливости, а также состязательностью судебной процедуры. Основанность на судебной практике и, как следствие, казуистика англо-американского права в известном смысле препятствовала скорому введению новых правил и норм в общественную жизнь. Эти потребности породили необходимость издания законов, регламентов, иных управленческих решений и их применение инстанциями, отличными от традиционных судов. Так было порождено статутное право.

Другая особенность англосаксонской правовой системы — деление права на общее право (common law) и право справедливости (law of equity) .

Общее право — это совокупность судебных прецедентов. Процесс его становления начался еще VI в. н. э. Основу общего права составили нормы обычного права, использованные разъездными королевскими судами при рассмотрении дел и выраженные в судебных отчетах. Такие обычные нормы считались общими для всего королевства. Позднее общее право включило в себя и нормы законодательства, получившие судебное истолкование. Общее право отличалось крайним формализмом, казуистичностью, противоречивостью. «Право справедливости» , возникшее примерно XIII в., призвано дополнять и исправлять общее право, которое в силу своего «процессуального» происхождения было лишено должной гибкости.

Возникновение права справедливости стало следствием обращения непосредственно к королевской власти за восполнением недостатков в деятельности королевских судов из-за недовольства вынесенным решением.

Первоначально решения принимались исходя из понимания справедливости для каждого случая, позднее принцип справедливости стал своеобразным коррективом общего права, применяемого королевскими судами. К концу XIX в. все английские суды были уравнены в правах и получили право применять нормы как общего права, так и права справедливости, объединив тем самым эти две системы судейского права. Сейчас существует процедура общего права и права справедливости, но фактически обе эти процедуры применяют одни и те же судьи. Однако, по-прежнему и в настоящее время деление английского права на общее право и право справедливости присутствует, и это деление остается отличительной чертой английского права.

Английское право имеет такую отличительную черту как институт траста. Траст (trust) является число английской категорией. Его сущность состоит в следующем: лицо, учреждающее доверительную собственность, оговаривает, что некоторое имущество будет управляться одним или несколькими лицами в интересах одного или нескольких лиц, которых называют бенефициантами. Характерно, что французский юрист увидел бы здесь институт представительства. Но это не так, траст — это собственность, то есть владение, использование, распоряжение. Право собственности ограничивается в данном случае не юридическими рамками, а нормами морали.

Форма английских судебных решений также имеет особенности. Английские судьи по закону могут не мотивировать свои решения. Решение звучит как приказ. Однако в действительности, судьи, особенно в Высоких судах достаточно пространно излагают мотивы своих решений и делают это в свободном рассуждении, далеком от краткости, формулируют общие положения, выходящие за рамки данного дела. В каждом решении  имеется «необходимая основа» решения и «попутно сказанное». Причем такое различение делает не судья, выносящий решение, а другой судья, который анализирует решение, чтобы использовать его как прецедент.

Право США имеет ту же концепцию, что и право Англии. В обеих странах существуют одни и те же понятия, трактовка нормы права, категории «общее право» и «право справедливости», «траст». Они понятны как для английских, так и для американских юристов. Тем не менее право США имеет свои особенности.

Во-первых, США — это федеративное государство. Каждый штат имеет свое законодательство и еще к тому же имеется федеральное законодательство, следовательно, в наличии — пятьдесят одна правовая система. Судьи каждого штата осуществляют свою юрисдикцию один независимо от другого. Возникает вопрос о соотношении компетенции федеральных властей и властей штатов. Главный принцип – законодательная компетенция штатов. Компетенция федеральных властей — исключение, которое должно всегда основываться на статье Конституции (10-я поправка Конституции). Но даже по тем вопросам, по которым законодательствует Конгресс США, штатам предоставляется определенная компетенция. Эта компетенция называется остаточной. Штатам запрещается принимать положения, идущие вразрез с нормами федерального права, зато они могут дополнить федеральное право или восполнять в нем пробелы.

Во-вторых, глубоко различает право Англии и США наличие таких отраслей как конституционное и административное. В США имеется Конституция, принятая в 1787 г. и, следовательно, в отличие от Англии, существует контроль судов за конституционностью. Этот контроль возлагается на Верховный суд и другие суды. Конституция США всегда толковалась в принципе с большой гибкостью.

Больше всего используются целевые, то есть телеологические методы толкования. В США существует поговорка «Конституция — это то, что о ней скажут судьи». Иногда, без учета толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом закона нельзя сказать соответствует ли он Конституции США. Административное право предполагает организацию различных комиссий, аналогов которых не существует в Англии.

В-третьих, судебная практика Соединенных штатов также отличается от английской. Если в Англии Апелляционный суд и палата лордов связаны своей практикой, то Верховный Суд США и Верховные суды штатов не считают себя связанными своими собственными прецедентами. В США предусмотрена большая свобода, маневренность судебных решений, больше возможностей для судебного усмотрения. Единообразию права способствует толкование, которое осуществляется Верховным Судом США. В настоящее время усиленно развивается федеральное законодательство, чему способствует администрация США.

Оставьте комментарий