В период пандемии в Китае налоговыми органами были сняты жесткие налоговые ограничения, не облагались налогом в полной мере благотворительные организации, в течение трех месяцев с начала пандемии в Китае в целях обеспечения непрерывности потока денежных средств эконмическим субъектам было разрешено не уплачивать НДС, который составляет 40% от всех налоговых поступлений.
В большинстве зарубежных стран происходит дальнейший процесс цифровизации, но уже в ускоренном варианте, страны Европы и Азии улучшают качество обслуживания и поддержки налогоплательщиков, изыскивают новые способы в области общения налогоплательщиков и налоговых органов, возникают новые сервисы, приложения, решаются новые вопросы коммуникации, способствующие максимально быстрому обмену информации.
Все страны как Евросоюза, так и Азии сделали максимально послаблений в рамках налогового законодательства для всех видов налогоплательщиков, ведь в период пандемии все налогоплательщики терпели огромные убытки. В вышеуказанных странах деятельность налоговых органов в период пандемии и цифровизации направлена на поддержание социальной политики государств, а также на поддержание непрерывности экономической деятельности всех налогоплательщиков.
Работа налоговых органов в странах Евросоюза и в странах Азии в период пандемии помимо вышеуказанных направлений, также, как и в обычное время, направлена на увеличение прозрачности расчетов с бюджетами всех уровней, на проверку своевременности и полноты уплаты налогов и сборов, на проверку правильности и уместности применения налоговых вычетов и использования налоговых льгот.
Для выполнения работы налоговыми органами стран Евросоюза и Азии, цифровизация является только положительным моментом, ведь с применением дистанционных технологий проведения проверок, подачи деклараций и уплаты налогов, у налоговых органов возникает возможность более точно проверить поданные декларации, истребовать в электронном виде все необходимые документы, как у налогоплательщика, так и у контрагентов, не посещая их лично. Сознательность граждан в Евросоюзе и странах Азии в отношениях по расчетам с бюджетом очень высока, граждане понимают, что они имеют те льготы, которые они получают при предоставлении достоверной отчетности, при правильном исчислении и полной уплате налогов и сборов, намного ценнее, чем сэкономленные нечестным образом денежные средства. Примером поддержки высокого уровня сознательности граждан по уплате налогов и сборов может служить Япония.
В Японии существует, как мера предупреждения и предотвращения налоговых преступлений и правонарушений, система «синих» деклараций. Эти декларации подают налогоплательщики на синих бланках, от сюда и название. Такие декларации имеют право подавать налогоплательщики, которые исправно платят взносы в бюджет и заслужили особое доверие у государства.
Так же мерой изыскания финансовых ресурсов является введение во многих странах Евросоюза так называемого налога на цифровые услуги, введение этого налога можно отнести к основной деятельности налоговых органов в период пандемии. Далее немного подробнее расскажем о налоге на цифровые услуги.
Свои проекты законов о налогообложении цифровых услуг опубликовали Бельгия, Испания, Соединенное Королевство и Чешская Республика, а Латвия, Норвегия и Словения официально объявили о намерении ввести такой налог.
В настоящее время на уровне Европейского союза ведется работа по адаптации систем налогообложения государств-членов к условиям цифровой экономики. В ее рамках обсуждается введение в странах ЕС промежуточного налога на доходы от определенных видов цифровой деятельности – НЦУ.
Наиболее активная работа по формированию правовой базы налогообложения прибыли, создаваемой цифровой экономикой, ведется в ЕС последние три года. Последнее по времени заседание Европейского совета, в центре внимания которого находились вопросы, связанные с реформированием международного налогового права в условиях цифровизации, состоялось в конце января 2020 г.
В то время, когда на уровне Европейского союза идет активная работа по формированию политики налогообложения цифровой экономики, ряд стран-членов предпринимают собственные меры для правового регулирования этой новой сферы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
— налоговые системы зарубежных стран, хоть и имеют отличия, заключающиеся в показателях налогооблагаемой базы, размере ставок и доли разных налогов в общем объеме доходов бюджета, ответственности за нарушения налогового законодательства, налоговой дисциплины и культуры, но все равно представляют собой рычаг экономического регулирования;
— в настоящее время, в условиях пандемии, в большей степени актуализировались вопросы повышения уровня цифровизации налоговых систем государств. В связи с чем, различные страны мира, в том числе и Россия осуществляет такие направления.