Содержание
Причины возникновения налоговых споров
В настоящее время государство в лице налоговых органов, проводит политику, направленную на повышение эффективности сборов налогов, однако, не всегда используемые государством способы проведения этой политики соответствуют установленным законодательством. Вследствие, чего возникают, так называемые налоговые споры, основными участниками которых, с одной стороны являются налогоплательщики (физические и юридические лица), а с другой стороны государство в лице налоговых органов.
Государство заинтересовано в повышении эффективности налоговой системы нашей страны, в том числе в повышении эффективности собираемости налогов и сборов, а также в совершенствовании самой системы налогообложения физических и юридических лиц. Обусловлены эти причины высокой долей налоговых платежей в составе государственного бюджета. В свою очередь, плательщики налоговых платежей и сборов, заинтересованы в снижении налогового бремени и оптимизации системы налогообложения. Не редко, именно из-за таких ситуаций, основанных на несовпадении основных целей государства и налогоплательщиков, возникает конфликт интересов, выраженный в нарушении, установленных законодательством налоговых правоотношений.
Основная часть налоговых споров происходит после окончания налоговой проверки результатов деятельности предприятия, а также обоснованности формирования его налогового бремени и уплаты налоговых платежей и сборов, результатом такой проверки, могут быть: доначисление налогов и сборов; требование об уплате штрафов и пени; предписания по устранению выявленных нарушений.
В том случае, если собственник предприятия или другой налогоплательщик, не согласен с результатами, проведенной налоговыми органами проверки, имеет право в досудебном порядке оспорить решение налогового органа.
Особенностью возникновения налоговых споров в нашей стране, можно назвать, в том числе и сложившийся со времен советского союза, менталитет налогоплательщиков, а в частности уровень их правовой культуры и грамотности. Налоговые споры, естественно, характерны и для налоговых правоотношений других стран мира, но в отличии от европейских стран, США и других экономически развитых стран, налоговые обязанности со стороны, как самого государства, так и со стороны плательщиков налогов и сборов в нашей стране, воспринимаются как «кабала» установленная государством. Подчас, ни юридические, ни физические лица, не воспринимают налоги и сборы как инструмент регулирования экономики, пополнения бюджета и обеспечения социально-экономического развития нашей страны. В тоже время, государство не всегда уделяет нужного внимания к отдельным категориям налогоплательщиков, увеличивая в разы отдельные налоги и сборы, тем самым ставя их под угрозу банкротства или снижения реальной платежеспособности. Конфликт интересов возникает именно в тот момент, когда происходят изменения в установленный порядок уплаты налогов, изменяется условия налогообложения, меняется налоговая база или ставка. Государство не всегда учитывает интересы, например, малого бизнеса, испытывающего на себе, кроме высокого уровня конкуренции, еще и большую налоговую нагрузку.
Смена налоговых режимов и изменение налоговых ставок для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влияет не только на их финансовые ресурсы и стабильность развития, но и на цену продукции и услуг для конечного потребителя. В связи с чем, разрешение сложившихся налоговых споров, является значимой проблемой совершенствования налоговых правоотношений в нашем государстве.
Понятие налоговых споров
Специфика полномочий контролирующих государственных органов в фискальной системе, обусловлена возможностью возникновения конфликтов частного и публичного интересов, в связи, с чем возникают налоговые споры.
К изучению налоговых споров необходимо подходить с точки зрения выделения их из общей системы экономических споров. Налоговые споры, наряду с другими спорами составляют один из видов экономических споров, которые подразделяются на: договорные, преддоговорные и внедоговорные.
В широком смысле под налоговым спором понимают ситуацию, когда налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа по тому или иному вопросу. Аналогичного мнения придерживаются А.А. Пантелеева и В.Н. Иванов. В целом, авторы, давая такое определение понятию «налоговые споры» не полностью раскрывают его сущность, ведь участниками налоговых споров являются государство в лице налоговых органов и плательщики налогов и сборов, необходимо помимо налогоплательщика, обозначить как источника возникновения (открытия) налогового спора, в том числе и налоговый орган. Также необходимо отметить, что как показывает практика, налоговые споры чаще всего возникают после проведения выездных и камеральных проверок. Это является логичным, ведь именно в ходе этих проверок осуществляется анализ правильности начисления и уплаты налоговых платежей и сборов.
Налоговый спор является одним из видов экономических внедоговорных споров, суть которого заключается в возникновении в области налоговых правоотношений между их субъектами разногласий в области действующей системы, способов, методов начисления и уплаты налоговых платежей и сборов.
Несколько иного мнения придерживается Д.А. Шинкарюка, он считает, что «налоговый спор – это разногласие, возникающее на основе специфических юридических фактов между налогоплательщиком (налоговым органом) и уполномоченным государственным органом (образованием) по поводу рассмотрения законности ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) последнего». В данном случае, действительно, автор отчетливо раскрывает суть понятия «налоговый спор», ведь по факту, спор ведется по поводу рассмотрения документа, предъявленного налоговыми органами налогоплательщику, а данный документ не может являться нормативным актом.
Налоговый спор, как отмечает Л.Д. Гнатив это «по своей природе довольно-таки структурно сложное отношение, имеющее свою материально-правовую и процессуальную значимость после соответствующего обращения заявителя в суд». Фактически, автор допускает только одну форму разрешения налоговых споров, давая такое «узкое» определение данному понятию.
Классификация налоговых споров
Существует следующая классификация налоговых споров (рисунок 1).
Таким образом, еще раз можно подтвердить принципиальную позицию, которая позволяет дать наиболее точное определение понятию «налоговые споры», исходя из их классификационной характеристики по инициатору спора. Таким образом, под налоговым спором следует понимать – спор, возникающий в области налоговых правоотношений между их субъектами.
Как вид юридического спора, налоговый спор – представляет собой «вид юридического спора между налогоплательщиками, налоговыми агентами, налоговыми и таможенными органами, обусловленный конфликтом частного и публичного интересов, возникающим в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля или обжалования актов и действий налоговых органов и их должностных лиц». Такое определение, в полной мере дает понять сущность налогового спора. В тоже время, для того чтобы более тщательно рассмотреть понятие налогового спора и раскрыть его сущность, необходимо представить его основные элементы. К таким элементам, в первую очередь относится объект налогового спора, по ним следует понимать интересы лиц, выраженные в их субъективном праве. Если рассматривать классификацию этих интересов, то можно выделить публичный интерес со стороны налоговых органов и частный интерес, среди плательщиков налогов и сборов.
Субъектом налоговых споров могут выступать: государство в лице налоговых и таможенных органов, налогоплательщик, а также иные лица, на которых возлагается обязанность по уплате налоговых платежей и сборов.
По порядком урегулирования налогового спора, необходимо понимать нормативно установленный досудебный или судебный порядок урегулирования налоговых споров.
Статистика налоговых споров в России
Наиболее распространенными направлениями налоговых споров в 2019 году стали следующие:
— необоснованная налоговая выгода (фирмы — «однодневки», дробление бизнеса, переквалификация сделок, фиктивные операции и т.д.);
— заемное финансирование (переквалификация займов во вклад, обоснованность процентов, тонкая капитализация и т.д.);
— налог на имущество (кадастровая стоимость, льготы, признание объектов основными средствами, квалификация имущества в качестве движимого и т.д.);
— амортизация по налогу на прибыль, применение соглашений об избежании двойного налогообложения (квалификация дохода, выполнение условий соглашений для применения пониженных ставок на дивиденды, фактическое право на доход и т.д.);
— место оказания услуг;
— ценообразование в неконтролируемых сделках;
— сделки с нематериальными активами;
— безвозмездные операции;
— обоснованность расходов;
— выемка и истребование документов;
— вопросы комплаенса (уведомления о контролируемых сделках, об участии в КИК и т.д.)
На рисунке 2 представлена динамика количества налоговых споров в России за последние три года.
Таким образом, мы можем пронаблюдать, хоть и не существенный, но все же положительный рост общего количества налоговых споров в России.
На рисунке 3 представлены темпы снижения выездных налоговых проверко в России за последние три года.
Количество выездных налоговых проверок на протяжении анализируемого периода падает гораздо существеннее и, по-видимому, уже не оказывает существенного влияния на количество споров.
Соотношение выигранных налогоплательщиками дел к общему количеству споров в категории дел представлено на рисунке 4.
Как можно заметить, стабильно снижается на протяжении последних трех лет количество выигранных дел об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц. В то же время наблюдался существенный прирост в 2016 и 2018 году доли выигранных дел о взыскании платежей и санкций налогоплательщиками.
Таким образом, налоговый спор является одним из видов экономических внедоговорных споров, суть которого заключается в возникновении в области налоговых правоотношений между их субъектами разногласий в области действующей системы, способов, методов начисления и уплаты налоговых платежей и сборов.