Направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров



Институт досудебного разрешения налоговых споров играет важную роль в общей системе порядка разрешения споров, возникающих по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов.

В целях, совершенствования досудебного разрешения налоговых споров, исходя из выявленных, актуальных на сегодняшний день проблем, необходимо осуществить ряд мероприятий, к которым, на наш взгляд, целесообразно отнести


Повышение качества осуществления мероприятий досудебного разрешения налоговых споров

Усиление института досудебного разрешения налоговых споров имеет важное значение. Для решения возникающих спорных вопросов в области досудебного разрешения налоговых споров,  Федеральной Налоговой Службой России была утверждена « Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской федерации на 2013–2018 годы». Данная концепция говорит о правах налогоплательщиков при обжаловании актов и решений налоговых служб, а также нарушении их прав во время действий или бездействий налоговых органов. Кроме того, концепция определяет основные направления деятельности налоговых органов, в частности, минимизация судебных споров, незамедлительное реагирование на нарушения, которые были обнаружены во время рассмотрения жалоб и претензий, а также внутриведомственных ошибок.

Стоит отметить, что указанные направления соответствуют опыту развитых стран в вопросах решения споров в области налогообложения, и дают возможность сформировать более цивилизованные взаимоотношения государства с налогоплательщиками. Досудебное урегулирование налоговых споров – это процесс, который позволяет эффективно разрешить возникающий конфликт между налоговыми органами и налогоплательщиками без участия высшей судебной инстанции. Рассматривая предварительное регулирование налоговых споров необходимо отметить, что данный порядок, в сравнении с судебным заключением, обладает рядом преимуществ и достоинств. Рассмотрим преимущества досудебного урегулирования налоговых споров:

— отсутствует необходимость в уплате государственной пошлины и других судебных расходов;

— несложное оформление претензионной жалобы (апелляционной жалобы);

— короткие сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы);

— короткие сроки исполнения решения по жалобе (апелляционной жалобе).


Развитие института мирового соглашения по налоговым спорам

Существенным методом упрощения и ускорения процедуры досудебного порядка разрешения налоговых споров, является предоставление налоговым органам и налогоплательщикам возможности заключения мирового соглашения. В мировое соглашение, в связи со спецификой правового регулирования механизма досудебного разрешения налоговых споров, целесообразно включить следующие условия:

— признание обстоятельств, от которых зависит возникновение соответствующих налоговых последствий;

—  условия о снижении размера подлежащих уплате налогоплательщиком штрафов;

— условия и сроки исполнения обязательств по уплате налогов по спорному периоду;

— условие о распределении судебных расходов и иные условия, не противоречащие российскому законодательству.

Заключение мирового соглашения может быть предложено самой организацией, налоговым органом, а также судом. Как известно, согласно положениям АПК РФ, на этапе подготовки дела к судебному разбирательству по налоговому спору судья должен сам попытаться подвести стороны к примирению (ч. 1 ст. 135, ч. 1 ст. 138 АПК РФ).


Формирование отдельного государственного органа, регулирующего порядка вынесения решений

Исходя из выявленных проблем необходимости обязательного обращения с жалобой (апелляционной жалобой) в вышестоящий налоговый орган в обязательном порядке, считаем целесообразным создать отдельный государственный орган, не зависящий от Федеральной налоговой службы Российской Федерации, который, в свою очередь, будет регулировать порядок вынесения решений, а также объективно оценивать действия или бездействия сотрудников налоговых органов, что увеличит доверие со стороны налогоплательщиков к налоговым инспекциям. В связи, с чем изменится процессуальная схема досудебного разрешения налоговых споров (рисунок 1). Конечно, это процедура потребует дополнительного времени на принятие, а точнее доведение уведомления до лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу) о принятом решении, но реформирование данного института положительно скажется на общей системе досудебного урегулирования налоговых споров.

Планируемый порядок досудебного урегулирования налоговых споров

В целях совершенствования процессуального порядка рассмотрения вышестоящим налоговым органом налогового спора, связанного с обжалованием вынесенного решения налоговой инспекцией в отношении налогоплательщика, необходимо в налоговом законодательстве (в гл. 16 НК РФ) следует закрепить дисциплинарную, личную материальную ответственность налогового инспектора, принимающего незаконное решение (или не отменяющее таковое), а также имущественную ответственность налоговых органов за принятие таких решений. Помимо этого, необходимо установить прямые обязанности налогового органа по отмене прямо противоречащего закону или складывающейся судебной практике акта и принятию нового — соответствующего закону. При осуществлении досудебного порядка урегулирования споров должны разрабатывать единый подход к проведению контрольных мероприятий и рассмотрению материалов налоговых проверок, что, даст возможность в дальнейшем исключить процедурные нарушения и сократит количество налоговых споров. Несмотря на то, что взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами изначально основаны на неравенстве, противопоставлять их интересы нельзя, поскольку обе стороны заинтересованы в поддержке друг друга и разрешении спора. Соответственно, важнейшим направлением развития института досудебного урегулирования налогового спора является обеспечение соблюдения баланса прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений.


Повышение информированности по изменениям отдельных налогов и сборов

В целях снижения количества налоговых споров, необходимо более тщательно подойти к распространению информации о внесении изменений в законодательство о налогах и сборах в области зачета излишне уплаченных налогов и сборов. Например, в личном кабинете налогоплательщиков (физических и юридических лиц) можно сформировать возможные схемы зачета налогов, которые ранее (до 2020 года) использовать не представлялось возможным.


Разрешение спорных моментов по вопросам незаконной блокировки расчетных счетов юридических лиц

В целях решения данной проблемы, необходимо установить дисциплинарную ответственность работников ИФНС, которые допустили незаконную блокировку расчетных счетов, а также превышают свои права и обязанности в области требований совершения отдельных действий налогоплательщиком для снятия блокировки расчетного счета.


Обобщенные способы совершенствования досудебного разрешения налоговых споров

В результате проведенных исследований, необходимо сгруппировать основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров.

Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров

Кроме предлагаемых путей совершенствования досудебного разрешения налоговых споров, необходимо отметить, что важнейшим направлением развития института досудебного урегулирования налогового спора является обеспечение соблюдения баланса прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений. Осуществление данного направления предполагает реализацию следующих задач:

— установление активного взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком как на этапе урегулирования налогового спора, так и в виде профилактической деятельности с целью предупреждения налоговых правонарушений;

— расширение и модернизация оказываемых налоговым органом услуг, предоставляющих возможность оперативного обмена информацией между налогоплательщиком и налоговым органом;

— упрощение административных (досудебных) процедур для добросовестных налогоплательщиков.

Анализ судебной практики показал, что доля выигранных налогоплательщиками налоговых споров, по отношению к их общему числу, существенно выше проигранных дел, что говорит о необходимости формирования судебной практики по разрешению налоговых споров, ее изучения, анализа и выработке рекомендаций, которые бы позволили соблюсти баланс интересов и не доводить дело до судебного разбирательства. При все этом, принятие статьи 54.1 НК РФ, говорит о том, что налоговые органы готовы скрупулезно подходить к проведению налоговых проверок даже в том случае, если речь идет о камеральной проверке.

На основании выше представленного материала, можно сделать следующие выводы:

— не смотря на тот факт, что налоговые споры в своем преимущественном большинстве имеют точечные проблемы, их решение должно основываться на комплексном подходе к совершенствованию всей системы разрешения налоговых споров;

— наиболее важными и актуальными способами совершенствования разрешения налоговых споров в судебном порядке, являются формирование единообразного подхода к осуществлению административного судопроизводства по разрешению налоговых споров, а также снижение нагрузки на суды путем совершенствования организации работы налоговых органах в области досудебного рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы). Кроме того, необходимо выработать методику и более детально регламентировать законодательство в области применения ст. 54.1 НК РФ;

—  наиболее важными и актуальными способами совершенствования разрешения налоговых споров в досудебном порядке, являются повышение качества осуществления мероприятий досудебного разрешения налоговых споров, а также развитие института мирового соглашения по налоговым спорам.

Оставьте комментарий