Основные проблемы налоговой системы РФ и направления ее совершенствования

Основные проблемы налоговой системы РФ и направления ее совершенствования


Основной проблемой отечественной налоговой системы является её частая изменчивость, которая прослеживается в смене видов ставок, порядка уплаты налогов, налоговых льгот и т.д. Это влечет определенные затруднения в организации производства, в изучении и прогнозировании финансовой ситуации и т.д. Смена ставок налогов, отмена одних льгот и введение новых, не только не стабилизирует налоговую систему, но и затрудняет работу предприятий и организаций, функционирующих по всей России.

Реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в совершенно разных условиях. В 2020 году в виду глобальной пандемии новой коронавирусной инфекции условия реализации экономической политики радикально изменились. Для предотвращения распространения вируса в России на деятельность организаций накладывались ограничения разного характера (часто ситуация доходила до остановки функционирования отдельных сегментов сферы услуг). Параллельно с этим в 2019 и начале 2020 г. для стабилизации ситуации вводились изменения в налоговое законодательство.

В условиях тенденции замедления темпов роста экономик всего мира в 2020 году перед налоговыми системами всех государств встает важнейшая задача поддержки социально-экономического развития. И важнейшим показателем оценки способности налоговой системы к стимулированию социально-экономического развития выступает показатель налоговой нагрузки. В России его уровень достаточно высок, особенно на фоне отсутствия социальной ориентации системы налогообложения, которое, например, объясняет высокий уровень налоговой нагрузки в большинстве западноевропейских стран.

Основная доля налоговой нагрузки формируется за счет НДС, акцизов и страховых взносов. Учитывая значительное падение реальных доходов населения, снижение его покупательной способности, необходимо срочно принимать меры, направленные на снижение среднего уровня цен. Однако в России с 2019 года действует повышенная до 20 % стандартная ставка НДС.

Также стоит отметить, что во многих развитых странах (США, Канаде, Японии) отсутствует как таковой механизм налогообложения  добавленной стоимости ввиду его несправедливости, когда равная надбавка к цене товаров в виде НДС не учитывает уровень доходов потребителей, на которых ложится бремя косвенных налогов.

Важным направлением решения указанной проблемы выступает снижение бремени со стороны косвенных налогов. Необходимо вернуться к уровню стандартной налоговой ставки НДС в 18%, отложив ее увеличение на среднесрочную перспективу до 2024 года. Однако с учетом падения государственных доходов в условиях экономической рецессии частично компенсировать потерю НДС за счет возврата к ставке в размере 18 % поможет введение новой повышенной налоговой ставки на отдельные категории товаров. Например, во Франции действуют повышенные ставки. Так, применяется ставка 33,3 % к алкоголю, табачным изделиям, автомобилям и другим предметам роскоши, например к мехам.

Еще одним важным налоговым рычагом регулирования уровня реальных доходов населения выступает акциз на энергоресурсы — бензин, газ, дизельное топливо. Парадоксально, но в условиях падения цен на нефть до отрицательной отметки бензин в России продолжает дорожать. При этом стоимость топлива закладывается в себестоимость любого товара, работы или услуги. С целью сдерживания роста цен на фоне сокращения доходов населения предлагается вернуться к ставкам акциза по всем видам топлива, действующим в 2019 году, и установить запрет на их рост на среднесрочную перспективу до 2024 года.

Если косвенные налоги ложатся бременем на физических лиц, то страховые взносы, взимаемые с работодателей, — на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). Первоначально увеличение НДС до 20 % планировалось провести с параллельным снижением страховых взносов. Возможность снижения социальных взносов, собираемых с работодателей, уже обсуждалась в 2017-2018 годах.

Тогда предлагался маневр, при котором страховые взносы снижались до 22 % при одновременном повышении НДС с 18 % до 22 %. Однако в итоге от этого маневра отказались в пользу решения только о повышении НДС до 20 %.

Сейчас предприятия-работодатели уплачивают за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от заработной платы, из которых 22 % поступает в Пенсионный фонд, 5,1 % — на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 2,9 % — на социальное страхование в Фонд социального страхования. Общую ставку страховых взносов необходимо снизить до 20-22 %, поскольку меньшее снижение будет просто неощутимым для работодателей. Снижение должно осуществляться, прежде всего, за счет части, зачисляемой в Пенсионный фонд РФ. По сути, проблема дефицита Пенсионного фонда во многом уже решена за счет увеличения пенсионного возраста. Поэтому в сложной экономической ситуации, сложившейся в 2020 году, существует реальная возможность снижения налогового бремени на бизнес за счет снижения тарифов по страховым взносам.

Также необходимо пересмотреть в большую сторону лимит доходов индивидуальных предпринимателей, с которых они обязаны уплачивать 1 % дополнительных взносов в Пенсионный фонд РФ. Доход ИП, с которого необходимо уплачивать дополнительные взносы в Пенсионный фонд, необходимо увеличить до 2,4 млн. руб. в год.

Еще одним важным направлением совершенствования налоговой системы РФ выступает стабилизация налогового законодательства. Требуется обработка экономико-правовой и законодательной базы по налогам и сборам, которая в настоящее время не является четкой и стабильной. Данная задача встает по той причине, что при исчислении налогов и сборов обязательным условием является соблюдение норм налогового законодательства, которые часто меняются. Более того, планируется введение совершенно новых налогов, что опять-таки подтверждает нестабильную законодательную основу страны в части налогообложения. В свою очередь, несоблюдение, незнание налогового законодательства, а также его недостаточная правовая проработка и экономическая обоснованность повышают налоговые риски, причем не только для налогоплательщиков, но и для государства.

Изменения, вносимые в Налоговый кодекс РФ, не должны быть поспешными и необоснованными. В качестве решения этой проблемы выступает пример апробации нововведений в налоговом законодательстве, который используется на сегодняшний день в отношении налога на профессиональный доход.

Среди основных направлений повышения качества работы налоговых органов можно выделить меры по модернизации информационного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, меры по укреплению налогового контроля и меры по совершенствованию в целом всей системы налогового администрирования в стране.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— в существующей налоговой системе РФ существует немало системных проблем, оказывающих деструктивное воздействие на уровень экономической безопасности государства.

— среди проблем, выделяемых российскими научными исследователями, следует отметить следующие: несовершенство нормативно-правового базиса функционирования отечественной налоговой системы; отсутствие долгосрочного планирования и стратегического видения в рамках налоговой системы; несправедливая с социальной точки зрения система взимания налогов на доходы физических лиц; трудности обеспечения профицита и полноценного наполнения региональных и местных бюджетов; повышательный характер налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и другие;

— в целях совершенствования налоговой системы РФ, необходимо стабилизировать налоговое законодательство, а так же проводить более эффективную налоговую политику, особенно в вопросах налогообложения малого и среднего бизнеса.

Оставьте комментарий