Понятие правовой культуры и правового воспитания

Понятие правовой культуры и правового воспитания



Понятие, сущность и содержание правовой культуры

В различных научных сферах проблемы, связанные с низким уровнем правовой культуры, не являются новыми. Философы акцентируют внимание на аксиологической сущности феномена, социологи констатируют низкий уровень правовой культуры населения и предпринимают попытки воздействия на личность, используя разные социальные институты. Наряду с этим в правовой доктрине отсутствует единый подход к пониманию правовой культуры личности, ее содержанию и структуре. Немаловажна конкретизация данного понятия для разработки комплексного механизма формирования правовой культуры населения, определения реальных условий эффективной реализации политики государства в указанном направлении. В ходе исследования предполагается решение следующих задач: научное обоснование сущности и содержания правовой культуры личности, определение критериев ее оценки, структурирование феномена «правовая культура личности», разработка рекомендаций по оптимизации государственной политики по формированию правовой культуры населения.

Анализ взглядов ученых на определение правовой культуры личности позволил выявить общие черты, отмечаемые абсолютно всеми авторами вне зависимости от времени исследования. Во-первых, речь всегда идет о совокупности элементов (идей, ценностей, характеристик,  свойств, качеств, способностей, навыков и т. д.), что в последующем позволяет систематизировать и структурировать сам феномен. Отметим, что совокупность не является однородной, что говорит о многогранности. Во-вторых, выделяется аксиологическая суть понятия, которая интерпретируется через категории «ценности», «уважение», «позитивное отношение», «правомерные убеждения» и т. д. В-третьих, определяется неразрывная связь с правовой культурой общества, что позволяет говорить о взаимозависимости уровня сформированности правовой культуры личности и правовой культуры общества. В-четвертых, правовая культура личности рассматривается как элемент ее общей правовой культуры и профессиональной правовой культуры, что обусловливает интегральный характер явления вне зависимости от социального статуса, вида профессиональной деятельности и личностных характеристик самого человека.

Разночтения в определениях исследуемого феномена можно идентифицировать через призму субъективного восприятия исследователем таких факторов, как время, уровень образования, опыт, сфера профессиональных интересов. Так, например, в 1960-е гг., начиная детально рассматривать правовую культуру, Е.А. Лукашева отмечала суть явления в определенном отношении, которое выражалось в знании и понимании права, осознании необходимости выполнения его требований. По нашему мнению, это определение обтекаемое и универсальное, так как может применяться для раскрытия содержания правовой культуры как личности, так и общества. В 1980-е гг. Е.В. Аграновская конкретизирует феномен, включая в него взгляды, оценки, убеждения, установки относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере. В это же время А.Ф. Никитин отразил суть правовой культуры в образе дома, где правовые знания выступали фундаментом. Е.А. Певцова, исследуя правовую культуру на стыке правового и педагогического опыта, отмечает важность унификации определения для разработки правильной политики по ее формированию. В более поздних исследованиях правоведов ведущее место занимает аксиологическая сущность феномена, т. е. осознание верховенства права, необходимости и потребности личности в реализации своих прав, свобод и обязанностей.

Для конкретизации научного представления о правовой культуре личности ранее нами последовательно исследовались такие термины, как «личность», «культура» и «право», в результате чего мы пришли к выводу, что сочетание понятий «культура» и «право» по отношению к личности ценно с точки зрения аксиологического подхода.

Так, в контексте определения личности значимо единство трех компонентов: биологического, социального и духовного, которые находятся под влиянием культурного диапазона, что отличает личность от индивида и характеризуется уровнем развития его качеств. В русле аксиологического подхода феномен «культура» важен в духовном аспекте. Под правом в объективном смысле общепринято в правовой доктрине понимать совокупность нормативно установленных, формально определенных правил поведения. Однако необходимо учитывать определение естественного права через возможности субъекта. «Таким образом, правовая культура личности – это качественная характеристика, отражающая отношение биологически, социально и духовно развитого человека к действующей правовой системе, базирующееся на его системе ценностей».

Правовую культуру как явление определяет не столько знание конкретного индивида о праве (оно, скорее, является условием самого ее наличия), сколько отношение человека к познанному им праву, включающее убежденность человека в необходимости существования и последовательной реализации права, и, как следствие, активное правомерное поведение. В данном случае отмечается отличие от правосознания, поскольку акцентируется внимание на позитивном аспекте, проявляющемся в деятельности лица.

В результате анализа научных исследований по проблемам правовой культуры было определено содержание правовой культуры личности, что в последующем позволит сформулировать критерии для ее оценки.


Содержание правовой культуры личности
Источник

Наряду с этим результаты опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры студентов неюридических направлений подготовки дают возможность конкретизировать и обосновать потребность формирования отдельных элементов, на первый взгляд кажущихся присущими только профессиональному сознанию юриста.

Имеющееся в науке представление об очевидности содержания понятия правовой культуры личности, на наш взгляд, не вполне соответствует действительности, а сам термин нуждается в конкретизации и уточнении. Так или иначе, большинство авторов, каким-либо образом исследующих вопросы формирования правовой культуры личности, выделяют как ее основополагающий критерий знание действующего законодательства страны проживания. В целом соглашаясь с этой позицией, несколько уточним сформулированное. Необоснованно в данном случае говорить об абсолютном знании действующих законов Российской Федерации. Для формирования правовой  культуры личности необходимым и достаточным является знание и понимание содержания основных законов страны. Понимание природы правовой системы страны и знание системы законодательства является основой, чтобы человек смог ориентироваться в системе законодательства, т. е. осознавал существование, значимость, необходимость учета содержания правовых норм в процессе решения вопросов, связанных с удовлетворением потребностей личности.

Однако это затруднительно без некоторых базовых знаний в области теории права. Можно выделить ряд необходимых конструкций теории права, без которых невозможно понимание и, как следствие, правильное использование норм права. К ним, на наш взгляд, следует отнести структуру нормы права, владение основным юридическим тезаурусом, понимание правового статуса.

Структура нормы права есть необходимое условие возможности толковать нормы права – понимать предписанную законодателем модель поведения, условия ее реализации и последствия своего поведения. Владение базовой юридической терминологией необходимо, поскольку любой юридический документ изложен специфическим языком, а внутренние связи элементов его содержания, как правило, непонятны лицам без юридического образования. Чтобы правильно понять смысл предписаний правовой нормы (и полноценно воплотить их в жизнь), необходимо знание юридической терминологии. Чем выше уровень оперирования терминологией, тем больший объем правовой информации может быть правильно усвоен конкретным индивидом и тем выше будет уровень соответствия его поведения требованиям законов.

Категория «правовой статус» необходима как основание для активизации таких когнитивных составляющих, как знание своих прав, обязанностей, гарантий, свобод и ответственности и, как следствие, понимание, какие правоотношения являются доступными для данного индивида и окружающих его людей.

В результате успешного усвоения знаний и понимания субъектом своей роли в правоотношениях создается фундамент для мотивационно-волевых характеристик. Первоначально формируются позитивные правовые убеждения, которые способствуют возникновению чувства уважения к действующей правовой системе, в последующем мотивируя желание решать возникающие проблемы исключительно в рамках правового поля. Отметим, что правовые убеждения имеют свою логическую градацию, что в последующем скажется на определении критериев оценки сформированности правовой культуры личности. Таким образом, изначально возникает убежденность в необходимости соблюдения и исполнения норм права, потом следуют осознанность целесообразности и, наконец, убежденность в полезности, когда субъектом понимается зависимость друг от друга таких конструкций, как законность, законопослушание и правопорядок.

Оставшиеся пять элементов можно объединить в группу поведенческих характеристик, пассивных и активных. Так, отличать активное правомерное поведение от пассивного позволяют такие характеристики личности, как способность оказывать содействие в правовом поле другим, в ущерб своим интересам. Под использованием законов подразумевается реализация норм права, когда субъект способен оперировать нормами права для защиты своих прав.

Таким образом, отметим, что правовая культура личности, бесспорно, является определяющим фактором становления правового государства, гражданского общества. Посредством формирования правовой культуры государством могут быть решены глобальные задачи становления разумной, грамотной личности, на которую в последующем можно будет опереться. Государственная политика, по нашему мнению, должна быть комплексной и системной и, наряду с перечисленными направлениями деятельности в утвержденных президентом РФ «Основах государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», имеет потенциал влияния на население путем организации координационной работы правоохранительных органов и социальных институтов.


Понятие и сущность правового воспитания

Под воздействием правового воспитания формируется правовая культура российского общества. На формирование правовой культуры общества сильно влияет современное состояние социально-экономической защищенности человека, существующей в государстве системы законодательства, политического режима, идеологии и духовно-нравственной среды. С точки зрения практиков правовое воспитание должно быть спланировано с учетом указанных факторов, иначе результаты правового воспитания могут быть совершенно противоположными.

Целью правового воспитания является повышение уровня правовой культуры общества, различных социальных групп и индивидов, конечным результатом которого является обеспечение правопорядка.

В современной юридической науке признаются следующие формы правового воспитания: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, повседневный опыт и правовое самовоспитание.

Под правовым обучением понимается основная форма правового воспитания, которая используется в период изучения правовых дисциплин в образовательном процессе. Целью правового обучения является формирование теоретических основ правовой культуры, правового мировоззрения, а также систематизация полученных знаний о праве. Пропаганду права осуществляют государство, органы государственной власти, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественные организации и объединения, различные конфессии через наглядную правовую информацию, произведения литературы и искусства. Юридическая практика — эта форма актуальна для обучающихся юридических вузов, реализуется через посещение практических органов, таких как полиция, прокуратура, суды, исправительные учреждения, адвокатура и др. Повседневный опыт предполагает не только знание права, но и уверенное применение этого права в различных общественных отношениях. Правовое самовоспитание является одной из важнейших форм правового воспитания и одним из главных элементов жизнедеятельности человека, формируя индивидуальное правосознание, осуществляется в зависимости от окружающего социума, социально-экономической атмосферы и др., т.е. находится в постоянной зависимости от внешних факторов.

В современном обществе правовое воспитание — один из многозначительных факторов формирования правовой культуры. Приоритет ной задачей в профессиональном образовании является подготовка молодых специалистов не только со сформированными компетенциями, но и с определенными способностями межличностных и общественных отношений. Все это является важным вектором в образовательном процессе для формирования правовой культуры обучающихся.

Человек, обладающий правовой культурой, развитым правосознанием, законопослушным поведением, не выберет аддиктивную стратегию реализации своей личности. Правовая культура детерминирована правовым воспитанием личности, складывающимся через осознанные правовые знания и условия, инициирующие практическое применение своих знаний. Правовая культура формируется через систему правового, культурного воспитания и обучения.

Лица, имеющие юридическое образование или замещающие должности, предусматривающие юридическую компетенцию, обязаны обладать правовой культурой на профессиональном уровне. Процесс формирования правовой культуры состоит из следующих элементов: информация о праве, отношение к праву, соблюдение правомерного поведения.

Информация о праве представляет собой совокупность норм действующего законодательства, его практического применения, теоретических исследований и научных достижений в сфере права. Существуют следующие виды информации о праве: законодательство, правоприменительная практика, теория права, государственные стандарты, справочные правовые системы.

Действующее законодательство включает в себя международные и российские нормативно-правовые акты, комментарии к правовым актам, распоряжения органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях, акты должностных лиц и местного самоуправления, корпоративные акты. Правоприменительная практика представляет собой судебные решения, определения, приказы и постановления, а также акты органов государственной власти и должностных лиц. В том числе сюда можно отнести и ненормативные правовые акты, касающиеся конкретного лица. Теория права состоит из докторских и кандидатских диссертационных исследований, монографий, учебников, учебно-методических пособий, сборников научных статей, докладов, сообщений и иных теоретических материалов в сфере права. Государственные стандарты включают в себя основополагающие стандарты, стандарты на услуги и продукцию, стандарты на процессы, стандарты измерений, анализа, контроля, испытаний. Справочные правовые системы состоят из правовых информационных ресурсов, официальных реестров организаций и должностных лиц, официальных реестров юридических лиц, библиографических справочников, включающих в себя юридическую литературу, информационных ресурсов, размещающих информацию о банкротстве, отзывах лицензии и др.

Отношение к праву складываются у любого индивида, так как это социальное явление, и оно может быть как позитивным, так и негативным, а также и нейтральным. В случае позитивного отношения люди понимают, что основным регулятором общественных отношений является право, поэтому осознают его значимость, цен-ность и неукоснительно соблюдают правовые нормы. Если же отношение негативное, люди считают право бессмысленным социальным явлением, мешающим реализовывать индивидуальные и общественные потребности человека. При нейтральном отношении отмечается равнодушие к правовой деятельности государства.

Соблюдение правомерного поведения личности заключается в избрании индивидом таких действий в окружающем социуме, которые будут соответствовать нормам права, морали, этики и обычаев окружающего общества. Прежде всего, через правомерное поведение реализуются гражданские права и обязанности человека и гражданина, удовлетворяя тем самым интересы индивида в обществе. Диапазон правомерного поведения очень широк. Во время нахождения индивида в социуме при взаимодействии с другими субъектами он вступает в различные общественные отношения, и его поступки должны соответствовать приемлемым правилам и ценностям в данном обществе. Социум, представленный в виде государства, общества и отдельных людей, впоследствии будет давать оценку по результатам данного поведения — положительную или отрицательную, применяя санкции к человеку. Поведение человека будет положительным, в случае если его поведение соответствует эталонам, которые приняты в обществе и применяются им в постоянной жизнедеятельности.

 Таким образом, правовое воспитание — это постоянное, организованное, целеустремленное, сбалансированное и планомерное воздействие на психологию и сознание обучающихся всеми доступными и одобренными в российском обществе формами, методами и средствами правового воспитания для успешного формирования здорового правосознания и высокой правовой культуры.

Оставьте комментарий