Содержание
Понятие и виды специальных средств полиции
Полиция в своей деятельности по охране и защите прав и свобод граждан, а также в целом по обеспечению правопорядка применяет самые разнообразные правовые средства. Одним из методов воздействия, который используется сотрудниками полиции, является право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Каплунов А.И. и С.Ф. Милюков отмечали, что «…для обеспечения безопасности законодательство наделило сотрудников правоохранительных органов, а в установленных законом случаях и граждан правом на применение огнестрельного оружия».
Право на применение оружия является преимущественно прерогативой представителя власти, его использование возможно исключительно на правовой основе и только при наличии соответствующих оснований. Гражданин также может применять оружие и специальное средство, если он ими владеет на основании Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии».
Применение гражданином оружия и специальных средств осуществляется не в публичных, а в личных целях, т.е. исключительно в целях самообороны. Только в этом случае реализация такого права будет носить легитимный характер.
Как отмечает В.И. Ермаков, «…физическое воздействие и применение оружия – крайние меры из арсенала административных методов деятельности полиции, их наличие предопределено полиции для выполнения задач по охране и защите людей, а также обеспечения неукоснительного выполнения требований закона».
Несмотря на важность рассматриваемого вопроса, проблема правового и тактического применения специальных средств и физического воздействия в деятельности полиции исследована не столь обстоятельно.
Технический же аспект реализации специальных средств в деятельности полиции достаточно содержательно рассмотрен. В частности, в литературе отражены особенности применения специальных средств (специальной техники) в деле обеспечения транспортной безопасности, рассматриваются технические и тактические особенности использования полицейской техники подразделениями специального назначения.
Правовое регулирование применения полицией специальных средств носит комплексный характер, данное регулирование включает определенные элементы. Так, правовое регулирование применения сотрудниками полиции специальных средств включает: право сотрудников на применение специальных средств; основания применения сотрудниками полиции специальных средств; запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств, а также обязанности, возложенные на сотрудников полиции в связи с применением ими специальных средств.
На вооружении полиции находится ряд материальных объектов. В соответствие с Законом «О полиции» сотрудники правоохранительных органов могут использовать их для защиты жизни и здоровья граждан, а также имущества частных лиц и организаций. Называются такие материальные объекты «специальные средства». Кроме знакомых всем «дубинок», электрошокеров, слезоточивого газа и наручников, к ним относятся автомобили спецназначения и многое другое.
В соответствие с Законом «О полиции» (статья 21) к спецсредствам относятся:
— газовые средства (см. пункты 1-5, а также 7 и 8 ч.1);
— электрошокеры (появились в 1999 г) и светошокеры (применяются так же, как и газовые средства);
— дубинки (см. пункты 1+5, а также 7, 8, 11 ч.1);
— средства, которые ограничивают подвижность, если их нет, в качестве спецсредств выступают подручные, которыми можно связать преступника;
— окрашивающие и маркирующие средства специального назначения (см. пп. 10,11 ч.1);
— средства принудительной остановки транспорта (пп. 9,11 ч.1);
— сковывающие движения средства (пп. 1-5 ч.1);
— водометы (пп. 7, 8, 11 ч.1);
— средства, разрушающие преграды (пп. 5, 7 ч.1);
— средства, блокирующие движения групп людей, защищающие охраняемые объекты (п. 1 ч.1);
— бронемашины, средства световые и акустические (пп. 5, 7, 8, 11 ч.1).
Также к спецсредствам относятся служебные животные. Их использование регламентируется пунктами 1-7, 10, 11 ч.1 Закона «О полиции».
Право применения стражами порядка огнестрельного оружия и спецсредств предусмотрено конституционными и федеральными законами. Особого разрешения от вышестоящего начальника не требуется.
Основание для применения спецсредств:
— неэффективность несилового воздействия;
— риск жизни и здоровью граждан;
— угроза свободе граждан РФ и иностранных государств;
— дестабилизация обстановки;
— противодействие преступности;
— охрана общественного правопорядка;
— обеспечение общественной безопасности.
Разрешение на применение водометов и бронемашин дает руководитель территориального отделения полиции с последующим уведомление в течение 24 часов прокурора.
Особенности применения спецсредств, а также огнестрельного оружия и физической силы подробно описаны в главе 5 статьи 19 Закона «О полиции».
Страж порядка обязан сообщить лицу, против которого собирается применить физическую силу, огнестрельное оружие или спецсредство, что:
— он работает в полиции;
— предложить сдаться добровольно;
— предупредить, что будет стрелять или выполнять иные действия, например, применять слезоточивый газ.
Сотрудник полиции имеет право не выполнять вышеописанные действия, если существует прямая угроза жизни и здоровью – его или задерживаемого гражданина.
Страж порядка при задержании особо опасного преступника действует по собственному плану, при этом старается нанести гражданину минимальный вред.
В случае телесных повреждений или огнестрельных ранений, которые появились в момент задержания:
— гражданину оказывается первая медицинская помощь;
— ставятся в известность о произошедшем его родственники (в течение 24 часов);
— сообщается непосредственному начальнику о применении физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия, а также в случае нанесения вреда здоровью или материального вреда и в течение 24 часов представляется рапорт;
— если задерживаемый скончался от ран или получил огнестрельное ранение, в известность ставится прокурор (в течение 24 часов);
— место задержания сохраняется в первоначальном виде – сотрудник полиции должен обеспечить его полную изоляцию и не допускать на изолированную территорию посторонних.
С 2014 года (начиная с Олимпиады «Сочи-2014») в составе специализированных авиационных отрядов полиции во многих регионах страны наряду с привычной пилотируемой техникой (вертолетами) для контроля дорожной обстановки, воздушной разведки, борьбы с браконьерами и т.д. активно используются и беспилотники различных типов, мобильные комплексы обеспечения действий которых смонтированы на базе спецавтомобилей «Газель» или «Соболь».
Международные и российские правовые основы применения специальных средств полиции
Полиция является тем субъектом, который осуществляет свою деятельность по охране и защите прав и свобод граждан самого широкого спектра их реализации.
Для того, чтобы работа полиции по борьбе с преступностью, а также противодействию административным правонарушениям была более эффективна, полиции предоставлено право на применение специальных средств. Нужно отметить, что научно-технический прогресс объективен, а поэтому полиция и иные правоохранительные органы в своей работе используют новейшие достижения науки и техники. В этой связи неслучайно, что согласно Федеральному закону от 7 февраля 2011 г. «О полиции», «…полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру» (ст. 11).
Представить работу полиции без использования специальных технических средств невозможно. Обратим внимание на те из них, которые применяются полицией в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Специальные средства, стоящие на вооружении полиции, имеют различную функциональность. Так, С.А. Исаков и М.Л. Гулак подразделяют их по определенным критериям: целевому назначению, способу воздействия на человека. Авторы выделяют средства индивидуальной защиты, средства активной обороны, средства обеспечения специальных операций.
Соглашаясь с такой классификацией, отметим, что определенное значение имеют специальные средства, которые реализуются в информационной сфере, в частности применение таких средств осуществляется при проведении оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых направлениях административной деятельности полиции. Так, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств, к таким мероприятиям могут быть отнесены: прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, получение компьютерной информации и др. (ст. 12). Без использования современной техники и информационных технологий невозможно обеспечить правопорядок. Современная преступность мобильна и хорошо технически оснащена.
Как верно отмечает О.В. Кошелева, «…для современной преступности характерны масштабность, дерзость, высокая организованность. Все это требует высокого уровня технической оснащенности органов, осуществляющих оперативную и административную деятельность».
Технические средства, применяемые сотрудниками полиции, могут быть подразделены по определенным критериям, которые имеют непосредственную практическую значимость. Специальные средства, применяемые сотрудниками полиции, могут быть разделены на некоторые группы. Так, они дифференцируются в зависимости: от цели применения, функциональности своего применения, особенностей правового регулирования и юридических последствий применения. Применение некоторых специальных средств требует от сотрудника полиции необходимой подготовки, которая подтверждается специальным допуском. Исходя из технической сложности, специальные средства, применяемые полицией, можно подразделить на средства общего и особенного характера. Также специальные средства можно подразделить: на специальные средства, применяемые для противодействия преступлениям; средства, используемые для противодействия правонарушениям; средства, применяемые для устранения преград (разрушения преград); средства, применяемые в отношении людей или животных.
Непосредственное влияние на содержательное наполнение права сотрудников полиции на применение специальных средств оказывают нормы международного права, которые непосредственным образом касаются стандартов охраны и защиты прав и свобод граждан, а также вопросов деятельности полиции. Международно-правовые стандарты обеспечения прав и свобод граждан при применении в отношении них специальных средств закреплены в таких документах, как: Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах»; Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах»; Конвенция от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод» и др.
В Декларации Совета Европы от 8 мая 1979 г. «О полиции» отмечается, что «…при исполнении своих должностных обязанностей полицейский должен действовать решительно, но при этом применять силу только в разумных пределах» (п. 12). В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г. отмечается, что «…должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только в случае крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения их обязанностей» (ст. 3).
В Модельном законе СНГ от 7 декабря 2002 г. «О полиции (милиции)» определяются основания, порядок и пределы применения полицией физической силы и специальных средств, а также закрепляется принцип, касающийся того, что сотрудники полиции обязаны стремиться к минимизации ущерба при использовании специальных средств (ст. 29).
Представленные документы являются основополагающими в деле формирования правовой основы, а также определения порядка и пределов применения полицией специальных средств.
Функцией международно-правовых актов является выработка положений, обязательных для всех государств-участников и воплощение этих положений в соответствующих конституционных и нормативных документах этих государств. Россия, являясь частью мирового сообщества, в части 4 статьи 15 Конституции провозгласила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).