Понятие, структуры и типы политических систем

Понятие, структуры и типы политических систем


Понятие, структуры и типы политических систем

Понятие, функции и характеристика политической системы общества

Проводя характеристику политической сферы общественной жизни было бы неверно не обратить внимание на то, что все институты, субъекты, а также происходящие явления и процессы происходят не стихийно, а находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, и образуют в своей совокупности, так называемую, политическую систему (или политическую организацию) общества. В силу сложности и многоаспектности рассматриваемой категории в специальной политологической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к формулированию определения политической системы. Тем не менее, наиболее содержательным из них, в достаточной степени раскрывающим общую характеристику соответствующей категории, представляется следующее понятие:

Политическая система как одно из основных понятий социальной науки — детище современного этапа знания политики. Терминология «политическая система» замечается ещё в трудах Аристотеля. Но он не нашел осмысления ни у великого грека, ни у теоретиков позднего времени в категориальном плане, а обозначил лишь раздельную сторону жизни политики. В политической науке современного времени понятие «политическая система» сформировано в форме категории, охватывающей все основные элементы и стороны организованной в границах этого общества политической деятельности и отношений политики. Политическую систему определяется как целостная и динамичная совокупность однотипных, ролей дополняющих друг друга, институтов и отношений власти, взаимно действующих на основании одних ценностей и норм, регулируемые интересами доминантных в обществе групп социума и позволяющих последним реализовать собственные намерения и цели.

Политическая система общества – это организованная на единой нормативно-правовой и ценностной базе совокупность действий и отношений, складывающихся между политическими субъектами по поводу осуществления государственной власти и управления обществом.

Иными словами, анализ приведенного определения позволяет сделать вывод о том, что политическая система общества одновременно включает в себя самые разнообразные действия и отношения властных группы и отдельных политических субъектов с одной стороны, и подвластных – с другой, теоретически обобщая их деятельность. Кроме того, в содержание политической системы включаются также идеологические и политические ценности и нормы, посредством которых происходит упорядочение политической жизни членов соответствующего общества.

Таким образом, подводя промежуточный итог сказанному выше, представляется целесообразным обратить внимание на то, что «политическая система» в наиболее общем виде обозначает совокупность наиболее характерных для конкретного общества структур политической деятельности, а также отношений и типов политического процесса.

Продолжая характеристику содержания и особенностей политической системы следует обратить внимание на то, что, как было отмечено выше, понятие политической системы носит многоаспектный характер, что в известной степени предопределяет разнообразие подходов к его изучению и анализу.

Так, в числе наиболее распространенных взглядов на содержание и специфику политической системы могут быть выделены:

— понимание политической системы в институциональном плане, в рамках которого, рассматриваемая категория понимается как совокупность государственных и негосударственных институтов и норм, посредством реализации которых обеспечивается нормальных ход политической жизнедеятельности данного общества;

— признавая приоритетное значение властной составляющей в понимании политической системы, специфика ее содержания в первую очередь связывается с узаконением государственного принуждения как необходимого средства регулирования взаимоотношений между членами конкретного общества;

— с точки зрения ценностного подхода, политическая система преимущественно рассматривается как система властного (авторитарного) распределения ценностей в условиях соответствующего общества.

Несмотря на достаточно значительные отличия в содержании приведенных определений, каждое из них является в определенной степени верным. Однако необходимо учитывать, что необходимая корректность обозначенных подходов будет обеспечена только при условии конкретного указания используемого аспекта дефиниции политической системы.

Рассматривая вопрос о содержании и особенностях политической системы, представляется необходимым подробнее остановиться на ее функциях, поскольку именно в них в наибольшей степени проявляется сущность рассматриваемой категории. Так, в современной политологической литературе, в числе функций политической системы принято выделять:

— формирование и утверждение политической власти (в том числе ее персонального состава) в условиях конкретного общества;

— реализация деятельности, направленное на управление различными сферами социальной жизнедеятельности, в интересах отдельных социальных групп или большей части населения;

— консолидация и мобилизация ресурсов и средств, необходимых для реализации стоящих перед политическим руководством целей и задач;

— выявление, учет и непосредственное воплощение интересов различных социальных групп и представляющих их субъектов политического взаимодействия;

— удовлетворение интересов и потребностей различных социальных групп и слоев, путем распределения сосредоточенных в политической системе материальных и духовных ценностей исходя из господствующих представлений о наиболее целесообразной форме соответствующего распределения;

— консолидация общества, создание в рамках политической системы таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для обеспечения взаимодействия различных элементов его структуры.  Иными словами, объединяя различные по направленности, ценностям и интересам политические и социальные группы, политическая система стремится к сглаживанию и устранению неизбежно складывающихся противоречий, конфликтов, и т. д.;

— политическая специализация – именно в рамках рассматриваемой политической системы происходит формирование политического сознания индивида, позволяющего ему быть вовлеченным в непосредственную деятельность разнообразных политических механизмов в будущем;

— легитимация политической власти – данная функция связана с тем, что в условиях политической системы общества происходит сосредоточение таких ресурсов, которые позволяют обеспечивать достаточную степень соответствия реальной политической действительности официальным государственно-властным и юридическим нормам.

Типы политических систем представлены на рисунке.

Институты исполнительной власти представлены сложной системой взаимного действия, которая складывается меж органов, должностных лиц, которые осуществляют текущее управление делами общества и населения государства. Основным субъектом, который принимает более ответственные решения в границах данного вида политических властных отношений, являются: глава государства и правительство в Египте, только глава государства, президент в США; только правительство в Италии.

Институт главы государства (президентства) обеспечивает устойчивость воспроизводства в обществе отношений, которые позволяют лидеру страны выступать от имени народа, быть верховным арбитром в спорах, давать гарантии целостности страны, незыблемости конституционных прав людей.

Институт государственной службы занимается регулированием профессиональной деятельности людей, которые принадлежат к особенной статусной группе. В РФ эта регулировка осуществима на базе закона «Об основах государственной службы РФ», определяющий правовой статус государственных служащих, порядок прохождения госслужбы, виды ответственности и поощрений служащих, основания прекращения службы и пр.

Институты судопроизводства заняты регламентацией отношений, складывающихся по поводу необходимости регулирования разнообразных конфликтов в общественной сфере. В отличие от законодательной, исполнительной власти суд, за исключением судебного прецедента, не создает нормативных актов, не занимается управленческой, распорядительной деятельностью. Но принятие решения судебного типа становится возможным лишь в сфере политической власти, которая обеспечивает неукоснительное подчинение определенных людей данному решению.

Институты судебной власти в РФ представлены системой конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции занимаются рассмотрением дел, связанных с нарушением гражданами законодательства, арбитражные суды занимаются рассмотрением экономических споров. Институт гражданства определяет обязательства взаимного характера государства и гражданина по отношению друг к другу.

Институт избирательного права регламентирует порядок выборов в органы власти разнообразных уровней, а также выборов президентского места в государстве.

Таким образом, политическая система выступает необходимым элементом любого современного общества. При этом, исходя из сложности и многоаспектности рассматриваемой категории, в специальной литературе предлагаются самые разнообразные подходы к проведению характеристики политических систем.


Элементы и структура политической системы

Политическая система представляется совокупностью партийных, общественных и государственных организаций и органов, которые участвуют в политической жизни государства. Всякая система, в том числе политическая, обладает следующими характеристиками:

— состоит из множества частей;

— части образуют общее целое;

— система обладает границами.

По собственной сущности система политики характеризует качественно определенные, глубинные обоснования организации публичной власти государства в масштабах целого общества, изображая основательные предпосылки, факторы воспроизводства отношений государства, социума в целом. Политическая система имеет место быть в реальном государстве либо группировке государств, ее базис — конкретное сообщество людей, оно может быть национальным либо интернациональным.

Структура политической системы:

1. Политическое общество людей, которое включает крупные социальные группы — основополагающие социальные компоненты системы, управляющие элиты, группировку государственных служащих, разнообразные уровни избирательного корпуса, военных и т.п., в общем, всех тех, кто состоит у власти, устремлен к ней, проявляет лишь политическую активность либо абсолютно отчужден от власти и политики.

2. Общность политических организаций и институтов, которые составляют структуры системы:

— государство;

— все уровни управления от верховных до местных органов власти;

— политические партии;

— общественные политические и неполитические организации, которые преследуют политические цели, сюда так же относятся объединения предпринимателей, группировки интересов и прочие.

3. Нормативная подсистема: правовые, политические и моральные нормы, обычаи, традиции и прочие регуляторы поведения и деятельности в сфере политики.

4. Функциональная подсистема представлена методам политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (СМИ).

К общности элементов системы политики относимы все институты социальной жизни, группировки людей, ценности, нормы, функции, средства, роли при помощи которых осуществляется политическая власть, реализуется управление общественной жизненной деятельностью людей. В составе системы — политические структуры и сообщество индивидов со свойственным ему образом жизни политики, стилем деятельности политики.

Элементы политической системы взаимно действуют меж собой, позволив ей этим функционировать в форме целостности. В это же время она не представляется только их суммой. Основополагающие элементы политической системы можно теоретически разделить по какому-либо признаку. Тогда наиболее хорошо отмечается назначение каждого ее компонента. К примеру, если структурировать ее на основании понимания ролей, то и анализировать необходимо с точки зрения видов взаимного действия меж субъектами, выполняющими конкретные роли в политике, руководствуясь притом образами поведения иных в данной сфере.

Элементы системы политики также могут быть выделены при учете институционального подхода. Это означает, что любой ее институт занимается удовлетворением конкретных потребностей, исполняет какие-либо функции политики. Элементы политической системы могут быть структурирована по порядку реальной реализации власти какими-либо группами, то есть по признакам стратификации политики. Таким образом, прямые решения будет принимать политическая элита.

Бюрократия исполняет данные решения. Обычные граждане создают власть, которая представляет их интересы. То есть в систему политики входит несколько подсистем. Они составляют ее целостность. Элементы политической системы общества не имеют возможности жить без подсистемы институциональности. Общность нескольких институтов отражает и представляет интересы, различные по значению — от государственных до частных. Власть и ресурсы максимальным образом концентрируются в руках государства, поэтому оно становится главным инструментом реализации общественных интересов. Государство занимается разделом ценностей, толкает граждан к исполнению решений власти в обязательном порядке.

Также в эту подсистему включены разнообразные партии, церковь, СМИ. Следующий элемент политической системы представлен нормативной подсистемой. В правовых источниках зафиксированы конкретные правила, на базе которых и реализуется взаимное действие меж субъектами, которые вступают в политическое взаимное действие. Некоторые нормы могут передаваться в устной форме в виде традиций, обычаев из поколения в поколение. Субъекты отношений политики, соблюдая эти правила: писанные и не писанные, взаимодействуют меж собой. Виды такого взаимодействия, основывающегося на разногласиях и одобрении, его сильная сторона – все это образует коммуникативную подсистему. Применяя средства коммуникаций, власть начинает диалог, обмен с обществом информационным массивом, реагируя на требования субъектов.


Роль партий в политической системе

Статья 30 Конституции РФ закрепила право на объединение, выступающее политико-правовым основанием образования и деятельности различных политических партий, профсоюзов, создаваемых молодежных и детских общественных объединений, различных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и других.

Статья 13 Конституции РФ провозглашает политическое многообразие, многопартийность. Согласно данному конституционному положению, государство гарантирует как равенство всех политических партий перед законом, вне зависимости от изложенных в их учредительных документах идеологии целей, так и обеспечение соблюдения прав и законных интересов всех политических партий.

Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95 ФЗ отражает общие концепции к пониманию сущности партий и партийных систем. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

Провозглашение в России правового демократического государства вызывает необходимость в проявлении должного внимания к различным политическим партиям, ведь, согласно тенденциям развития российского государства, представляется совершенно ясным, что только политические партии в ближайшем будущем будут обладать исключительным правом принимать участие в выборах всех уровней. В связи с этим, очевидна необходимость принятия определенных мер по расширению прав различных  политических партий, предоставление возможностей по их образованию, включая сокращение минимального числа партий.

Политические партии в России выступают в настоящее время в качестве единственных субъектов, которые реализуют волю избирателей в различных представительных государственных органах. Указанная ситуация имеет в виду максимально вероятный доступ политических сил к избирательным процедурам, благоразумное упрощение их формирования.

Место политических партий в политической системе детерминировано их двоякой природой: они являются одновременно элементом гражданского общества и частью государственного механизма.

Политическая партия фактически врастает в государственный механизм, что придает ей уникальное качество посредника между гражданским обществом и государством. Партия является каналом трансляции различных интересов гражданского общества к государству. В то же время, партиям свойственна нацеленность на достижение собственных, в большинстве своем, лишь партийных интересов: получение, сохранение и реализация власти при помощи продвижения своих представителей на главные посты в государстве, основываясь на поддержке общества, полученной в открытом демократическом состязании с иными политическими партиями в избирательном процессе.

В качестве задач современной российской партийной системы выступает формирование горизонтальных связей между людьми и их различными общественно-политическими объединениями, поддержка и развитие договорных отношений как инструментов укрепления институтов, которые уравновешивают государство и одновременно поддерживают отдельного индивида. В данном случае проявляется определенное противоречие между партиями и гражданским обществом, нивелируемое в политической системе как взаимной заинтересованностью, так и зависимостью партий, гражданского общества и самого государства.

В самом общем виде под партией понимаются организации, созданные социальными группами в борьбе за власть или за участие в осуществлении власти. Определения партии, данные в различных политологических словарях, несколько детализируют указанное это общее представление: «политической партией является организованная группа единомышленников, которая выражает интересы части народа и которая ставит перед собой цель их достижения при помощи обладания властью в государстве или же участием в исполнении некоторых ее функций»; «политической партией (лат. partis — часть) считается наиболее организованная часть определенного класса (классов), отдельного социального слоя, которая защищает именно его интересы».

Для более широкого понимания такой дефиниции, как «партия», рассмотрим и проанализируем основные теоретико-методологические подходы к пониманию сущности данного определения:

Идеологический подход — «партия как носитель идеологии». Еще в Древней Греции и Риме имелось понимание партии, как части населения (народа), объединившейся вокруг определенной идеологии. В XIX веке данная трактовка нашла свое отражение в трудах основателя французского либерализма Бенжамена Констана: «партия есть общность лиц, публично исповедующих одну и туже политическую доктрину». Со временем данный подход потерял свою актуальность, так как рассматривал партию лишь с точки зрения идеологического инструмента и большую актуальность приобрел подход инструментальный.

Инструменталистский подход — «партия как средство достижения целей». Еще Дж.Сартори определял понятие партии как какой-либо политической группы, активно принимающей участие в выборах и имеющей возможность проведения своих кандидатов в государственные органы. С появлением классового деления общества на социальные группы большую роль в определении партии стал играть классовый подход, рассматриваемый далее.

Классовый подход — «партия как интегратор интересов классов и социальных групп». Наиболее полное и яркое свое воплощение данный подход нашел в основных произведениях К. Маркса и В. И. Ленина. Несмотря на снижение интереса к теории классов и классовой борьбы, этот подход по-прежнему находится в научном и политическом обороте. М. Дюверже, характеризуя марксизм как условно-схематичное учение, «вульгарное манихейство», тем не менее, отмечал, что он характеризует два менталитета, два социальных положения, два образа жизни, четкое различение которых проясняет проблемы, касающиеся структуры партий. Но рассмотрение партии с точки зрения взаимодействия социальных групп потеряло свою актуальность с переходом общества в демократический режим и далее будет рассмотрен подход появившийся в период данного перехода.

Коммуникационный подход — «партия как посредник». Дж. Сартори, характеризуя партию как посредника между обществом и властью, объяснял это таким образом: «партией направляются органам государственной власти интересы разных социальных групп. Сущность партии как отдельного политического института, состоит в том, что она как выражает социальные интересы, так и непосредственно их реализует при помощи органов власти.

Именно в связи с этим партия и ее кандидаты в различных демократических политических системах обращаются в важных субъектов политической борьбы и политической конкуренции». Рассмотреть партию с точки зрения организационной структуры и тем самым более точно дать ее определение позволяет подход, рассматривающий партию как организацию.

Организационный подход — «политическая партия как организация». Яркий представитель этого подхода М. Дюверже, в отличие от своих предшественников, рассматривает политическую партию не в виде общности идейной, «доктринальной» (в данном случае либеральная концепция партии) или социально-классовую, идеологическую (в данном случае марксистская концепция партии), а, в первую очередь, как структурно-функциональную общность. Но самым передовым и актуальным на данный момент времени является модернистский подход, который синтезировал все выше перечисленный подходы и вывел новую формулу в понимании сущности партии.

Модернистский подход. Плюралистический подход. Суть данного подхода состоит в отсутствии доминантного критерия при определении сущности  политической партии, еще точнее, в их определенном смешении: (идеология, интересы, цели, структура и т. д.). Данный подход характерен для Р. Михельса.

По его мнению, партия не является ни социальной, ни экономической организацией. Теоретически партия может выражать интересы определенного класса. Политическая партия — это институт, выражающий интересы определенной социальной группы (групп) или же идеологий, и предпринимающий усилия по их реализации в государственной власти.

В связи с этим, политическая партия выступает одним из важнейших достижений цивилизации, которое обусловливает нормальную общественную жизнь. Цель партии — завоевание и удержание приобретенной власти, реализация прямых и обратных связей между непосредственно обществом и государством.

Обратная связь дает возможность партии осуществлять уникальную роль — координирования, введения на политический уровень действительных и многообразных интересов, которые существуют или вновь зарождаются в обществе.

Партийная система представляется совокупностью отношений между политическими партиями, их взаимоотношений с государством и иными политическими институтами.

Складывается партийная система из определенных компонентов: социальный статус политических партий, положение политических партий в системе общества, а также характер взаимодействия между политическими партиями и самим обществом.

В изданной политологической литературе имеются разные методики классификации партийных систем. Общепринятой выступает следующая классификация разных систем партий: многопартийная система, двухпартийная и однопартийная системы.

В зависимости от числа партий в определенном государстве партийные системы могут быть подразделены на однопартийные (неконкурентные), двухпартийные системы (бипартийные), а также многопартийные системы.

Однопартийная система фиксирует монопольную правящую роль партии, следствием этого является отсутствие свободных выборов. Данная партийная система свойственна для государств с авторитарными и тоталитарными режимами. В рассматриваемом случае единственная партия обращается в руководящую силу в стране. Главные политические решения принимаются партией, а государственная администрация лишь только реализовывает их на практике (например: СССР, Китай, Куба, Лаос и др.).

Двухпартийная система имеет в наличии две сильные политические партии, каждая из которых имеет потенциал победить на выборах и основать своё правительство. Практически самым ярким примером данной партийной системы выступает существование в США демократической и республиканской партий.

Многопартийная система характеризуется тем, что в государстве имеется более трех партий. Указанная система наиболее характерна для парламентской формы правления, и в связи с тем, что ни одна из партий не может завоевать поддержку большинства избирателей, они принимают участие в создании коалиционного правительства.

Многопартийность является один из базовых конституционных принципов политической жизни в современных демократических государствах, выступающий выражением более общего принципа политического и идеологического многообразия.

Развитие парламентаризма очень тесно связано со степенью развития многопартийности. Хорошо сформированная партийная система содействует не только существованию идеологического и политического многообразия, но также формированию дееспособного парламента, так как это он представляется единственным органом государственной власти, чей политический авторитет дает возможность носителям той или другой идеологии оказывать влияние на управление государством.

За последнее время в России образовалось множество политических партий: они находятся в постоянном развитии, между ними ведется постоянная  политическая борьба, происходит идеологическое развитие, объединение и проработка общих позиций для умножения влияния на различные государственные структуры, для выдвижения собственных представителей в органы власти. Именно в данный период времени следует важное значение уделять базисному, теоретико-методологическому структурированию основных направлений в преобразовании основополагающих институтов развития партий и партийных систем.

В заключение следует добавить, что российская многопартийность современного периода находится в стадии своего развития, когда уточняются различные программные документы партий, их уставы, когда несколько идентичных партий либо сливаются в одну, либо покидают политическую арену. Всё это свойственно партийной системе переходного периода.

Оставьте комментарий