Правосознание, правовое воспитание и правовая культура

Правосознание, правовое воспитание и правовая культура


Взаимосвязь правовой культуры, правосознания и правового воспитания

Правовая культура – это сумма правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, которые осуществляются в жизнедеятельности человека, реализация требований права и социально-активная позиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс организации правовой культуры основывается на важнейших компонентах правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим. Несмотря на то, что вопросы правовой культуры обучающихся в настоящее время широко исследуются, термин не имеет однозначного определения.

Правовая культура тесно связана с правосознанием и правовым воспитанием.

Правосознание является совокупностью представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, проявляющих отношение людей к функционирующему и желаемому праву.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правовых идеалов, правового опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Иными словами, рассматривая вопросы правовой культуры нельзя не затронуть вопросы правосознания и правового воспитания.

В настоящее время в России можно наблюдать двоякую ситуацию: с одной стороны – правосознание неразвито по сравнению с Западными странами, с другой стороны – оно находится на полюсах нигилизма или идеализма, оценивая роль и статус права.

Безусловно, критериями правовой культуры в России являются: ориентир на правовые ценности, образовательная подготовка, социально-активные жизненные цели, критическое восприятие негативной социальной практики, чувство законности и справедливости, выбор мотивов и вариантов поведения, достигнутый социальный статус.

Иными словами, правовая культура – многообразный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Способами развитии считаются агитация права, формирование у граждан правовых знаний,  практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, улучшение системы правовых актов.

Правовая культура является важным условием осмысленной реализации гражданином своего долга перед социумом, что содействует преодолению регрессивных взглядов, девиантного поведения людей, предупреждению случаев произвола и насилия над личностью. Подтвержденные с точки зрения науки правовые мнения граждан являются причинами поддержания законности и правопорядка, без чего нельзя сформировать гражданское общество и правовое государство.

Рассматривая суть общей культуры и правовой культуры необходимо отметить, что общая культура шире, потому что она включает в себя разнообразные типы культур. Ядром, которое объединяет общую и правовую культуру, являются общечеловеческие нормы и ценности, которые находятся в основе любой культуры, но в совокупности с правовой деятельностью они образуют уже правовую культуру.

Безусловно, правовая культура содержит своеобразные ценности и нормы.

Правовые ценности и нормы могут не всегда согласованы с общечеловеческими, более того – она иногда противоречат друг другу. Именно этот момент и определяет характер взаимоотношений общей и правовой культуры. Правовая культура может быть только носителем некоторых особенностей общей культуры.

Итак, несмотря на разнообразные подходы, исследователи выделяют следующие элементы в воспитании правовой культуры и прав человека: знания о политике и праве; отношение к политику, праву и нравственности; навыки политического и правового поведения.

Таким образом, правовая культура направляет личность на выполнение законов, ограничивая проявление индивидуальных действий рамками правовых норм и ценностей. В этом случае человек может проявлять деятельность, но в рамках реализующегося в социуме закона. Такой же способ присутствует и на уровне общей культуры. Но ввиду того, что общая культура охватывает большее количество сфер, она предоставляет множество потенциалов для саморазвития, самореализации и творчества.


Алгоритм воспитания правосознания в современном российском обществе

Актуальность проблемы воспитания российского населения обусловлена двумя факторами: регулярной разработкой и вступлением в законную силу новых нормативных правовых актов; важностью обеспечения надлежащего уровня правовой грамотности населения для искоренения правового нигилизма. Обратимся к этимологии слова «обыденный». Согласно «Толковому словарю русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, обыденный — это повседневный, заурядный, обыкновенный. Некоторые ученые отмечают, что словосочетание «обыденное правосознание» (т.е. обывательское) не очень удачное, ибо несет некоторую отрицательную окраску. О нем рассуждают как о низшей, неполноценной, созерцательно-пассивной форме отражения действительности. Между тем обыденное правосознание воплощает в себе огромное богатство индивидуального, группового и общественного опыта и, оснащая им людей, выступает активным преобразовательным фактором.

В обыденное правосознание могут внедряться элементы профессионального и даже научного (доктринального) правосознания. Значение обыденного правосознания заключается в его собственной ценности, в том, что оно выражает интересы и потребности общества и является носителем господствующих в нем правовых ценностей. Одной из приоритетных задач современного российского общества является повышение правовой культуры и укрепление обыденного правосознания граждан. Основным инструментом в этом процессе выступает воспитание как целенаправленное воздействие на сознание в целях формирования высокого уровня правовой культуры и обыденного правосознания.

Правовое воспитание выступает в качестве субъектно-объектного, толерантного, системно-целенаправленного взаимодействия людей по освоению, распространению юридических знаний, правового опыта, правовой культуры с целью предупреждения и преодоления конфликтов в обществе. Нельзя согласиться с характеристикой правового воспитания как толерантного процесса. Правовое воспитание предполагает освоение и уяснение правовых ценностей, которые предстают для воспитываемых лиц как единые. В противном случае было бы невозможно сформировать единые основы правосознания людей. Автор называет такую цель правового воспитания, как предупреждение и преодоление конфликтов в обществе.

Правовое воспитание — это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития системы социально-правовых ценностей, убеждений, внутренней готовности к активной правомерной деятельности. Оно раскрывает не только «букву», но и «дух» права, правовых явлений, показывает их действительную миссию, предназначение.

На основе имеющихся в марксистско-ленинской литературе трактовок понятия правового воспитания указывается, что последнее представляет собой в широком смысле воздействие всех факторов общественной жизни (как объективных, так и субъективных) на формирование определенных качеств у несовершеннолетних. Правовое воспитание в узком смысле слова есть вид общественной деятельности, целеустремленная и организованная работа государственных органов, направленная на формирование у несовершеннолетних социалистического правосознания.

Предложенное автором определение понятия «правовое воспитание» недостаточно полно отражает всю специфику правовоспитательной деятельности. Безусловно, она осуществляется не только государственными органами, но носит профессиональный характер, поскольку правовое воспитание должно осуществляться лицами, обладающими правовой компетентностью. Наконец, цели правового воспитания состоят в формировании не только здорового правосознания граждан, но и высокого уровня их правовой культуры, что определит характер их правового поведения.

Проанализировав достоинства и недостатки предлагаемых исследователями определений понятия «правовое воспитание», полагаем возможным понимать под правовым воспитанием целостную, целенаправленную, систематическую, организованную, непрерывную профессиональную деятельность, направленную на формирование позитивного правосознания и высокого уровня правовой культуры граждан, определяющих их правовое поведение.

Как отмечает Е.К. Матевосова, правовое воспитание должно осуществляться в отношении всех граждан, независимо от их субъективной оценки своего уровня правовой воспитанности. Однако принуждение к нему недопустимо — это приведет к его отрицанию.

В кругу субъектов правовоспитательной деятельности находятся и прокуратура РФ, и уполномоченные по правам человека, и суды, и органы внутренних дел, и т.д., соответствующие должностные лица, общественные организации в целом и их представители, преподаватели вузов и т.п. Во всяком случае, лицами, осуществляющими правовое воспитание населения, должны быть те, кто обладает правовой компетентностью в достаточной степени и может передать свои правовые знания и правовой опыт целевой аудитории.

Однако следует учитывать, что на практике правовое воспитание далеко не всегда представляет собой профессиональную, а значит — целостную, планомерную, управляемую, систематическую, целенаправленную и должным образом организованную деятельность. Недостатки правового воспитания нуждаются в постоянном мониторинге и своевременном устранении. Вопрос о формах правового воспитания является дискуссионным. Во-первых, исследователи зачастую допускают смешение форм и средств воспитания правосознания; во-вторых, перечисляют различные формы правового воспитания.

Форма правового воспитания — это внешнее выражение процесса правового воспитания, одно из его основных направлений. Важность правового воспитания осознается всеми, но целостной теории правового воспитания в отечественной правовой науке так и не сложилось. Не в последнюю очередь это связано с тем, что законодателю пока не удалось выстроить логически стройную нормативно-правовую базу правового воспитания. Политико-директивные документы охватывают только отдельные участки работы по правовому воспитанию; единая государственная Концепция воспитания обыденного правосознания, на базе которой разрабатывались бы федеральные и региональные государственные программы по правовому воспитанию, по-прежнему не принята.

Среди мер укрепления обыденного правосознания требуют внимания со стороны государства:

— личный пример должностных лиц руководящего уровня. Когда гражданское население видит образец правомерного поведения в деятельности своих руководителей, люди начинают следовать этому образцу. Это обстоятельство накладывает повышенную ответственность на подбор и порядок замещения руководящих лиц;

— государство должно иметь программу вовлечения детей и молодежи в общие гражданские проекты и массовые общественные организации. В рамках массовых организаций молодежь будет проходить школу социализации и нравственности;

— необходимы меры по укреплению семьи — с тем чтобы обеспечить воспитание младших на примере старших в этой важной ячейке общества. Каждой молодой семье нужно предоставить жилье на льготных основаниях, за рождение каждого ребенка предусмотреть денежные выплаты, стимулировать закрепление семейств в сельской местности, устраивать семейные праздники культурно-спортивного характера.

— необходимо постоянное внимание к пожилым людям, с тем чтобы они ощущали востребованность для подрастающего поколения и могли себя реализовать. На встречах с молодежью, в массовых общественных организациях и художественной самодеятельности;

— государство должно ввести нравственную цензуру в сети Интернет и в средствах массовой информации. Цензурные комитеты перекрыли бы поток информации, оскорбляющей общественную нравственность, и закрыли доступ к источникам, разлагающим мораль общества.

— государство должно финансировать по государственным заказам создание произведений литературы и других видов искусства, одухотворяющих повседневную жизнь граждан. Молодежь нуждается в положительных примерах, получит мощный воспитательный импульс для подражания лучшим представителям своей страны.

— в школах необходимо преподавание уроков нравственности, на которых ученики знакомились бы с нормами морального поведения в семье, в публичных местах, в межличностных отношениях.

К проведению таких уроков можно привлекать психологов, священнослужителей, конфликтологов и других компетентных лиц.

— запрет существования на территории государства деструктивных сект и экстремистских политических организаций. Эта мера будет способствовать единству общества и воспрепятствует свободному обороту общественно вредной информации;

— для молодых людей, ведущих антиобщественный и криминальный образ жизни, необходимо создание поселений, в которых общественные работы сочетались бы со школой нравственного воспитания. Такие поселения будут осуществлять воспитание трудом, преимущественно в сельской местности.

— постоянное повышение уровня жизни людей будет мерой, через которую государство приобретет признательность со стороны общества, уважение к законам и правопорядку. Данная мера снизит социальную напряженность в обществе и укрепит доверие к государству.

В качестве основного вывода необходимо отметить: только при тщательной разработке правовой политики в сфере воспитания обыденного правосознания граждан, четком понимании поставленных перед государством задач, определении необходимых средств их решения и соответствующих форм правового воспитания возможно формирование зрелого обыденного правосознания.


Проблема формирования правосознания в российском обществе

В российском обществе остро стоит проблема формирования правового сознания. В современной России роль правосознания при формировании правового государства и гражданского общества трудно переоценить. Правосознание активно развивается и изменяется в зависимости от правовых и социальных условий, при которых реализуется. Это одна из форм общественного сознания, однако, следует отметить, что она в полной мере не достаточно изучена правоведами, специфика правосознания как правового феномена состоит в раскрытии взаимодействий общества, права и личности. Оно «занимает особое место в структуре форм общественного сознания российского общества, оно обладает своим социально-правовым статусом в социуме и является реальным фактором изменения действительности».

Правосознание оказывает большое влияние на правовую культуру и правоотношения в обществе, однако, к сожалению, состояние современного правосознания можно характеризовать как кризисное, что находит свое выражение в распространении правового нигилизма. Именно от развития уровня правосознания во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в нашей стране, а также и возможность реализации прав и свобод человека и гражданина.

Исследователи данного процесса отмечают кризис правосознания современного общества как длительный процесс, который распространён как в пространстве, так и во времени. И.И. Шационок отмечает, что «для российской действительности данная проблема имеет практическую актуальность, так как в настоящее время Россия переживает период становления новой государственно-правовой системы». Теоретическое понимание сущности и содержания правосознания дает возможность осмыслить основополагающие правовые идеи, через которые оно оказывает влияние на формирование правовой сферы общественной жизни. Природа правового сознания общества сложна, поэтому данное явление исследуют с различных методологических позиций культурология, психология, юриспруденция и философия.

В юридической науке правовое сознание исследуется как совокупность представлений о мире с точки зрения права, именно эти представления мотивируют правомерное поведение. Они служат источником для законотворческого процесса, являются основанием для деятельности по осуществлению законодательства, реализации, применению и соблюдению права. Теоретики-правоведы в категориях правосознания раскрывают его основные признаки, анализируя правосознание как правовое явление, они рассматривают его социальное и правовое содержание.

Формирование правосознания обусловлено разнообразными факторами, поэтому анализировать его необходимо в тех общественных отношениях, в которых оно развивается. Правовой анализ с точки зрения теории государства и права дает возможность понять природу правосознания и процесс его развитие. Исследуя природу правового сознания в качестве объекта научного анализа, как особой формы общественного сознания, теория государства и права позволяет выявить его связи с другими формами, механизмом детерминации, уровнем отношения общества и личности.

Дефиниций правосознания в науке существует большое количество, можно выделить ряд его общих признаков. Правосознание — это продукт целенаправленной и сознательной деятельности людей, который отражается в совокупности идеологических представлений и взглядов, чувств и оценок, как форма общественного сознания. В правосознании отражаются субъективное отношение человека к государству, обществу и праву. «Правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования».

Правосознание – это отражение в сознании людей всех элементов правовых систем общества.

Можно выделить ряд признаков правосознания, которые составляют его сущность: это одна из сфер общественного сознания, которое имеет свой предмет исследования – правовую действительность или правовые явления должное, позитивное право, право ушедших времен и естественное право. В правосознание входит деятельность организаций, связанную с правом, реализация права и правотворчество, источники права и юридическая практика. У правосознания есть свой специфический язык, который включает в себя правовые категории.

Структура правосознания состоит из следующих элементов: правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология – это систематизированные убеждения, идеи и представления, которые вырабатываются в процессе осмысления права. Это рациональный компонент правосознания, можно выделить научную, поверхностную и бытовую идеологию. В правовую психологию входят: переживания, настроения, чувства, эмоции, желания, привычки и желания. Это теоретически не осмысленное, непосредственное отношение к праву. Например, страх перед наказанием, недоверие к правоохранительным органам, неверие в эффективность права. Некоторые исследователи выделяют сложные поведенческие элементы, которые включают в себя: идеологию, психологию (мотивы поведения), внутренние установки (готовность, предрасположенность) на какое-то поведение. Установки объединяются в систему личностных ориентаций и характеризуют жизненную позицию человека, его правовую ориентацию.

Правосознание можно классифицировать по субъектам, отражающим в своем сознании правовые институты: правосознание всего общества, групп и личности. Правосознание общества — это сознание, которое преимущественно господствует среди большинства членов общества. Общественное правосознание включает в себя знания, накопленные уже прошедшими поколениями, зафиксированные в книгах и источниках права. Правосознание отдельных социальных групп, это система, которая складывается из правосознания отдельных индивидов, входящих в данную социальную группу. Индивидуальное правосознание отдельного лица, которое анализируется при привлечении человека к ответственности. В зависимости от него определяется мера наказания правонарушителю. Особенность индивидуального правосознания – самооценка личности, т.е. оценка своего поведения с точки зрения соответствия праву, оценка своих знаний о праве и правовых явлениях.

Правовое воспитание – это процесс формирования определенного типа правосознания. Этот процесс может быть стихийным процессом формирования правосознания в обществе под воздействием окружающей среды (воздействия СМИ, деятельность госорганов), что может привести к антисоциальным последствиям, если человек видит вокруг себя массовое нарушение прав. Правосознание может быть и целенаправленным, систематическим, направленным на изменение правового сознания людей. Направленность правового воспитания может быть позитивной для общества или негативной. Воспитание, направленное на получение знаний о праве, умение их использовать, называется правовым обучением.

Правовое воспитание имеет различные цели: цели, связанные с объемом познаний. Формирование обыденного правосознания, правосознания профессионала юриста, научного мировоззрения юриста.

Правовое воспитание формирует знания людей о праве, чувства, оценки, ценности, установки на правомерное поведение, оно нацелено на формирование потребностей, непротиворечащих правомерному поведению, способствующее уважению к праву, навыков и привычек реализации права, а также на подавление антиобщественных установлений. Эффективность правового воспитания показывает степень достижения поставленных целей. Средствами правового воспитания выступают: обучение, пропаганда права, самообразование и юридическая практика.

Проблематика продолжительных и разнонаправленных социально-политических явлений и преобразований, и перестроек в современной России убеждают в необходимости изменения правовых и социально-психологических условий формирования гражданского общества. Государство и его правовая система, при этом должна гарантировать возможность для реализации своих законных интересов и социальной активности в обществе, так же обеспечить достойный уровень жизни и реализации в обществе, и социально-психологический климат, должен способствовать развитию массового позитивного правосознания в обществе. Также постоянное изменение в законодательстве и нормативно-правовых актах, влечет за собой негативное мышление граждан. В связи с сложившийся экономической и политической ситуацией в стране, да и не только в России, а во всем мире, граждане зачастую не знают, как себя защитить, и куда обратиться. Следует заметить, что русское правосознание, как и национальный менталитет в целом, носит антиномичный характер, в нём наряду с позитивными чертами, такими как приоритет нравственных начал, преобладание интересов общества, содержатся и негативные элементы. К ним можно отнести представление о том, что закон есть в лучшем случае бесполезная и бессмысленная вещь, на которую не стоит обращать внимание, а в худшем — средство ущемления государством прав личности и общества, следовательно, закон следует игнорировать и не исполнять.

Отрицательную тенденцию в формировании и развитии российского правосознания сыграла идея о предопределенности бытия, которая породила у части общества представление о бессмысленности борьбы за справедливость и преобладание пассивного поведения. Максимализм национального самосознания, стремление к высочайшему нравственному идеалу, встретившись с неудачей в реальной жизни, с несправедливостью, зачастую уступает место апатии, стремлению уйти от проблемы, покориться судьбе. Так формируется правовой нигилизм, когда законы не знают и пытаются не столько их исполнить, сколько обойти. Незнание законодательства, а нередко и полное к ним предубеждение является характерной чертой русского национального самосознания. Наибольшую обеспокоенность вызывает крайняя форма правового нигилизма — правовой цинизм, то есть «откровенное, вызывающе-презрительное отношение к общепринятым правилам поведения в обществе и установкам».

Из вышесказанного следует, что правосознание — это сложный и долгий длительный процесс, затрагивающий все сферы общественной жизни общества. Ведь проблематика современного российского общества, связанная с низким уровнем правосознания, правовой культуры, правового сознания, читается не только в во всех сферах жизни общества, но и в обыденной жизни, повседневной отношениях людей, когда не имея достаточных знаний, и также знаний о правовой системе государства, действующего законодательства, человек не может защищать свои права и интересы. Человек всего на всего перестает быть человеком, во многих жизненных ситуациях, когда просто идя по улице, и какому-то человеку нужна помощь, многие отворачиваются и проходят дальше, не осознавая того, что любая жизненная ситуация может и коснутся и его, кто сегодня прошел просто мимо, и не протянул руку помощи. Даже не беря в расчет возрастные числа, мы знаем, что чем человек моложе, тем его мозг более восприимчив к новой информации, а сознание более гибкое и легко адаптируемое к новациям. Молодое поколение является наиболее активным, и все зависит от радикально-настроенной молодёжи. Так же следует учитывать, что юношеский максимализм заставляет подростков зачастую действовать сверх агрессивно и бескомпромиссно. Поэтому наибольшую опасность представляет правовое невежество именно молодого поколения и на него стоит обратить особое внимание.

Начинать формирование правосознания, правовое воспитание необходимо с детских лет. Необходимо включать в учебную программу предметы, которые будут посвящены правам человека, о способах их защиты, о законе, о том, что закон нужно уважать и соблюдать. Необходимо повышать уровень правосознания у молодого поколения, так как это будущее нашего государства. Также необходимо формировать правосознание и у госслужащих, так как большинство граждан не компетентны в этой профессии. Превышая свои полномочия, вследствие этого ухудшается политическая, а также и экономическая ситуация в стране, и здесь перед государством стоит, если не главная, то, пожалуй, одна и главных проблем — коррупция, на борьбу с которой России необходимо обратить, особое внимание. Делая вывод из вышесказанного, правосознание присутствует во всех элементах механизма правового регулирования, например, как нормы права, правоотношения и акты реализации права, так и субъекты права. Большую роль в этом механизме занимает последнее — реализация права, где воплощаются юридические права и обязанности. Задача, которая стоит перед государством и обществом — воспитать правосознание, направить его в правильное русло, но в первую очередь государство должно признать в полном объеме основной ценностью личность. Но одного лишь признания прав и свобод, даже на уровне Конституции Российской Федерации, явно недостаточно. Необходимо, в первую очередь минимизировать диспропорцию в уровне жизни граждан России, создать условия и среду воспитания, здорового правосознания и правовой культуры. Если такие условия в современном российском обществе не будут создаваться, то отечественное правосознание может быть искаженным, или деформированным, что повлияет на изменения состояния законности и правопорядка.

Так, по мнению Р. Ф. Степаненко, обосновывающей и исследующей влияние феномена отчужденности, пограничности и дезадаптации (маргинальности) на правовую культуру, правосознание, правовое поведение, состояние и уровень совершаемых правонарушений, в том числе преступлений в российском обществе, наличие в любом государственном устройстве определенного числа лиц с асоциальными формами поведения и деформированным правовым сознанием, должно являться объектом пристального внимания государственных институтов, определяющих правовую политику.

Сегодня в условиях глубочайшей и широкомасштабной цифровой эволюции, оказывающей влияние на все сферы деятельности общества, необходимо актуализировать вопрос о влиянии Интернета на формы политического сознания.

В данном случае можно выделить два аспекта исследования, а именно Интернета как определенной формы политического сознания и влияние Интернета на существующие формы политического сознания.

На наш взгляд, более целесообразно рассматривать именно второй аспект, т.к. политическое сознание в настоящее время, а именно все его формы, подвергаются влиянию Интернета. Выделение же Интернета как самостоятельной формы политического сознания, на наш взгляд, не целесообразно.

Для того чтобы определить причины и условия возникновения процесса «управления» формами политического сознания Интернетом, необходимо проанализировать саму суть возникновения данной ситуации.

Как всем известно, средства массовой информации (СМИ), являются четвертой политической властью. Связано это, прежде всего с тем, что СМИ распространяют информацию, которая оказывает влияние на мнение людей. Однако, в последнее десятилетие, развитие интернет —  технологий дало возможность не только официальным СМИ, но и отдельным субъектам политической жизни, которые могут оказывать существенное влияние на формы политического сознания, распространять ту или иную информацию.

Технические возможности и широкомасштабное использование интернет – технологий, позволяют в кратчайшие сроки передать субъектам политики определенную информацию, именно скорость передачи данных и широкое распространение интернет – технологий и являются причиной популяризации Интернета как источника информации.

Однако, в современных условиях существенно возросла проблема достоверности информации, способной в той или иной сфере оказать влияние на формы общественного сознания. Вплеск недостоверной информации в сеть Интернет, может при определенных обстоятельствах, стать причиной повышения политической напряженности. Так, например, если вспомнить трагедию, произошедшую 25 марта текущего года в г. Кемерово в ТЦ «Зимняя Вишня», где погибли 60 человек, то можно заметить, что на фоне данных событий активизировались, так называемые, вбросы недостоверной информации, людей которые прямо или косвенно хотели повлиять на уровень общественного сознания населения. Отчасти, это у них получилось, на центральной площади г. Кемерово на следующий день после трагедии начался крупномасштабный митинг, официальные СМИ о котором частично умалчивают. Для стабилизации обстановки в город прилетел Президент. В итоге, все социальные сети были переполнены таким объемом различной достоверной и недостоверной информации, что ФСБ приказало ограничить комментарии и новости владельцев групп в Вконтакте, Инстаграмме, владельце каналов Ютуб. После ухода действующего губернатора в отставку и когда органы власти смогли доказать, что основной процент информации, в т.ч. по количеству жертв, которых в интернете представляли как 300 человек, все-таки вбросы, волнения несколько успокоились.

Таким образом, показывая на примере рассмотренной ситуации влияния интернета на политическое сознание, можно сделать вывод, что развитие интернет, является все же не формой политического сознания, а способом оказывающим влияние на политическое сознание, пришедшим на смену телевидения, газет и иных источников информации, с точки зрения эволюционной составляющей.

В заключении следует отметить, что научное исследование проблем формирования правосознания, его закономерностей и особенностей формирования, является актуальной и важной задачей юридической науки. Необходимо способствовать положительному качеству мышления и духовного развития личности. Следовательно, чтоб вложить в человека духовное начало, необходимо с ранних лет прививать ему любовь к Родине, и ко всему, что его окружает. Это возможно лишь при обеспечении достойного качества жизни.

Оставьте комментарий