Сравнительный анализ особенностей налоговых систем зарубежных стран и России

Сравнительный анализ особенностей налоговых систем зарубежных стран и России


Налоговые системы стран мира отличаются друг от друга по таким показателям, как: показатели налогооблагаемой базы, размер ставок и доли разных налогов в общем объеме доходов бюджета, ответственность за нарушения налогового законодательства, налоговой дисциплины и культуры. Данные особенности зависят от различных факторов, как правило, экономического, социального, демографического характера. Критериями, которые были взяты за основу для сравнения налоговой системы различных стран, выступают сама система налогов и сборов, налоговая нагрузка.

Если говорить о странах Европы, то, в первую очередь, рассмотрим опыт Италии. Италия считается страной с наиболее высокой налоговой нагрузкой на плательщиков налогов. Налоговая система Италии имеет сложное строение. Нормативная база республики включает более 350 законов, регламентирующих сроки и порядок уплаты государственных и местных налогов. В то же время в Италии, как и в большинстве зарубежных стран, более половины налоговых доходов обеспечивают три налога: подоходный налог, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС). Для сравнения в России львиную долю доходов формирует косвенный налог НДС, тогда как в Италии доход формируют в основном прямые налоги. Высокую долю подоходного налога в бюджете страны можно объяснить тем, что доля малого бизнеса в структуре экономики страны значительно выше, нежели в других странах.

Не меньший интерес к изучению налоговой системы и ее структуры представляет другая европейская страна – Австрия. В этой стране один из самых низких уровней инфляции и уровень безработицы. В основном австрийская экономика представлена сферой услуг.

Австрийская налоговая система ничем не уступает сложностью построения итальянской. Как и в России, контроль за сбором налогов на территории государства осуществляется Федеральной налоговой службой. Следует отметить, что налогообложению подвергаются доходы, полученные внутри страны. Предпринимательская деятельность здесь имеет большую популярность, поскольку созданы благоприятные условия для ее развития.

Австрия – страна, которая подписала международное соглашение об отмене двойного налогообложения, при это основная цель этого состояла в том, чтобы показать цивилизованный подход к становлению экономической системы в целом. Данное соглашение подписано с Россией, Швейцарией, ОАЭ, Лихтенштейном и практически со всеми странами–участницами Европейского союза.

В Австрии сформирован особый подход к выстраиванию отношений с налогоплательщиками, что подразумевает наличие правил. Все налогоплательщики данной страны делятся на две группы: с ограниченной и неограниченной ответственностью по налогам.

Ограниченная налоговая ответственность подразумевает обязанность резидента, имеющего за пределами Австрии место жительства или проживающего в ней менее полугода, выплачивать налог с доходов, полученных в стране. Данная форма ответственности вменяется резидентам, которые не имеют в данной стране юридического адреса.

Неограниченная налоговая ответственность подразумевает выплату налога со всех доходов, которые были получены как в стране, так и за ее пределами. Также резидент имеет постоянное место жительства в Австрии и юридический адрес.

Таким образом, налоговая система Австрии имеет свои особенности в части установления и взимания различных налогов и сборов. Также в последнее время можно наблюдать тенденцию усиления налогового контроля, связанную с недопущением уклонения от уплаты налогов.

Ответственность за неуплату налогов установлена в виде лишения свободы сроком до десяти лет.

Налоговая система Соединенных Штатов Америки состоит из налогов, которые уплачиваются как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов.

В США функционируют следующие виды налогов:

– налог на доходы как физических лиц, так и на прибыль организаций;

– налог на сокращение безработицы;

– налог на имущество как физических лиц, так и имущество, которое переходит в наследование;

– акцизы;

– налог с продаж;

– налог на охрану окружающей среды и т.д.

Налоговая система США не содержит разделения федеральных, региональных и местных налог в отличие от российской налоговой системы. Штаты имеют право устанавливать на своей территории любые налоги при соблюдении конституциональных принципов налогообложения.

В штатах отсутствует налог на добавленную стоимость, но несмотря на это со всех реализованных товаров взимается налог с продаж.

Налоговая система данной страны направлена в большей части на взимание прямых налогов, а подоходный налог превышает объем, получаемый от налога на прибыль корпораций. Более 90 % всех доходов в бюджет страны поступает через налоговую систему.

В каждом штате органы власти имеют право самостоятельно вводить в действие налоги, которые не противоречат федеральному закону о налогах. Данная ситуация является основой для жителей определенного штата участвовать в выборах своего губернатора, так как именно от него зависит налоговая нагрузка.

Структура налоговой системы Китая включает 26 разновидностей налога, которые, в свою очередь, объединены в 8 групп. В зависимости от того, из какого дохода поступают налоги, они, в свою очередь, подразделяются на три группы: централизованные, местные и налоги, которые необходимо распределить между центральным и местным правительством.

К центральным относятся налоги, поступающие в ходе экспортных и импортных операций. К третьей группе относятся такие налоги, как налог на добавленную стоимость, предпринимательский налог, налог на строительство в городах, ресурсный налог и др.

Доходы бюджетов местных уровней складываются из налога на доходы физических лиц, сельскохозяйственного налога, а также налога на городскую недвижимость. В отличие от Италии и Австрии китайская налоговая система характеризуется относительно низкой налоговой нагрузкой.

Особенностью налоговой системы Китая выступает значительный уровень неналоговых поступлений. Сумма поступлений от данного вида дохода составляет 8–9 % от валового внутреннего продукта. Официально эти платежи не относятся к налоговым поступлениям, но они существенно увеличивают налоговую нагрузку.

Необычной можно назвать налоговую систему Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). В этой стране отсутствуют налог на добавленную стоимость, налоги на прибыль и подоходный налог. Фактически они существуют, но равны нулю или 1 %. Отсутствует единое налоговое законодательство. Следует отметить, что именно налоговая система ОАЭ превратила данную страну в одну из самых успешных финансовых центров Ближнего Востока.

Реализуемая налоговая политика в ОАЭ получает одну из самых высоких оценок на международном уровне. В различных эмиратах существуют системы корпоративных налогов, которые относятся к различным сферам деятельности. Банковский сектор и нефтяные корпорации платят такие налоги, как налог на капитал, на прибыль, подоходный налог. В ОАЭ функционируют около десяти свободных экономических зон, каждая из которых регулируется определенным госорганом.

Основное преимущество свободных экономических зон – это налоговая свобода. Организации, зарегистрированные в этих зонах, освобождены от основных налогов на 15 лет. Также в соответствии с законом можно продлить этот срок еще на 15 лет. Работники данных организаций также освобождены от уплаты налогов.

Сравнивая налоговую систему России и Германии, можно найти много общего. Оба государства имеют федеративное устройство. Россия и Германия имеют трехуровневую систему налогообложения. Отличительной чертой налоговых систем двух стран является то, что в России не распределяют налоги по трем уровням бюджета одновременно, также распределение налогов происходит преимущественно между федеральным и региональным бюджетом.

Налоговые поступления как в России, так и в Германии выступают основными источниками доходов бюджета государства. Налоги, взимаемые с граждан Германии, обладают большой налоговой нагрузкой, особенно для тех налогоплательщиков, которые имеют высокий доход. Также в Германии действует принцип множественности налогов. На сегодняшний день в Германии насчитывается более 40 различных налогов и сборов, тогда как в России их немногим более 20.

В Германии все налоги поступают в два или три уровня бюджета одновременно:

а) центральный бюджет;

б) бюджет соответствующей территории;

в) общинный бюджет.

Основное отличие налоговых систем России и Германии заключается в прогрессивном налогообложении ФРГ, то есть размер налога зависит от получаемого дохода.

Помимо рассмотренных зарубежных налоговых систем, заслуживает внимания система налогообложения Франции. Если говорить о сходных характеристиках между налоговыми системами России и Франции, то можно отметить, что в обеих странах преобладают косвенные налоги, особенно это касается акцизов и НДС.

Таким образом, анализ зарубежных налоговых систем показывает как сходства, так и различия их с налоговой системой России. Основным отличием выступает то, что в других развитых странах используется прогрессивный метод налогообложения доходов физических лиц, тогда как в России он единый и не зависит от размера получаемого дохода.

Оставьте комментарий