Содержание
Информационная правоспособность
Правовой статус субъектов информационного права включает в себя:
— информационную правоспособность;
— информационную дееспособность.
Информационная правоспособность – частное проявление общей правоспособности, понимаемой как возможность или способность данного участника вступать в правовые отношения, установленная и охраняемая государством.
Право на доступ к информации закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Содержание права на доступ к информации составляют следующие правомочия:
— право доступа к документам, информационным ресурсам, информационным системам;
— право запрашивать информацию; право получать информацию;
— право фиксировать информацию, в том числе с помощью технических средств;
— право на воспроизведение информации;
— право на доведение информации до конкретных субъектов посредством ее опубликования, а также направления по сетям электрической и почтовой связи, передачи через СМИ в режиме регулярных сообщений;
— право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации.
Обладатель информации имеет право:
— ограничивать или разрешать доступ к информации, определять условия и порядок данного доступа;
— передавать информацию иным лицам по договору (или другом основании, установленном законом);
— по своему усмотрению использовать и распространять информацию;
— защищать свои права установленными законом способами в ситуации незаконного получения информации, незаконного использования информации иными лицами.
При осуществлении своих прав субъект информационного права обязан:
— принимать меры, защищающие информацию;
— соблюдать законные интересы и права иных лиц;
— ограничивать доступ к информации, в случаях, когда такая обязанность установлена правовыми актами и федеральными законами.
Граждане РФ наделены большим объемом правоспособности, чем другие категории лиц, пребывающих на территории государства. Правоспособностью в информационной сфере владеют все граждане. Она не зависит от расовой принадлежности, пола, национальной принадлежности, возраста, происхождения и вероисповедания.
Физические и юридические лица имеют право на осуществление поиска информации и ее получения в любых доступных формах и из любых источников, установленных федеральным законодательством.
Физическое лицо имеет право получать информацию, касающуюся и затрагивающую их права и свободы от органов государственной власти и местного самоуправления.
Юридические лица имеют право получать информацию, касающуюся и затрагивающую их права и обязанности от органов государственной власти и местного самоуправления.
К особой группе субъектов информационного права принадлежат юридические и физические лица, занимающиеся сбором информации и ее обработкой профессионально, а также разного рода информационные посредники (провайдеры и операторы телекоммуникационной системы), оказывающие услуги по передаче информации, которая предоставлена другим лицом, или по обеспечению доступа или хранению информации. Информационными посредниками могут выступать как физические, так и юридические лица.
Информационная правоспособность физического лица определяет способность данного лица иметь информационные права и обязанности. Любой гражданин, вне зависимости от происхождения, возраста, пола, национальности, расовой принадлежности и вероисповедания обладают информационной правоспособностью.
Правоспособность в информационной сфере может дополнительно ограничиваться. В соответствии с законом о СМИ некоторые категории граждан (лица, не достигшие 18-возраста, отбывающие по приговору суда наказание в местах лишения свободы, признанные судом недееспособными, душевнобольные) не могут выступать учредителями Дееспособность в информационной сфере физического лица – это способность данного лица претворять собственными действиями информационные права и обязанности.
Информационная дееспособность
Информационная дееспособность характерна только для лиц, получающих в соответствии с информационным законодательством, в силу своих способностей, подготовки, должности и т.д. возможность принимать на себя обязательства и использовать свои права лично. К примеру, только с согласия родителей (или иных законных представителей) граждане в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать сделки с компьютерной техникой и программными продуктами. Они обладают ограниченной информационной дееспособностью.
Рассматривая информационные отношения публично-правового порядка в информационной сфере, надо обратить внимание на то, что основными субъектами здесь выступают органы государственной власти и местного самоуправления, исполняющие обязанности по информационному обеспечению физических и юридических лиц. При этом следует отметить, что для органов государственной власти и местного самоуправления участие в информационных правоотношениях является их прямой юридической обязанностью, так как она является главным средством практической реализации установленной для них компетенции, а отсюда и правоспособности. Такая же ситуация возникает и в отношении предприятий и учреждений. Однако информационная дееспособность в данном случае реализуется не самим предприятием, а их исполнительным органом.
Муниципальные образования и субъекты Российской Федерации обладают только правоспособностью в информационной сфере. Они выступают субъектами права, но не являются субъектами информационных правоотношений, вследствие того, что реализуют их права и обязанности, а именно, обладают информационной дееспособностью.
Правосубъектность в ряде отраслей права существует как единая праводееспособность, одновременно охватывающая два момента: возможность обладания правами и обязанностями и возможность их самостоятельного осуществления.
В некоторых же других отраслях права (прежде всего в гражданском праве) правосубъектность как бы разъединяется на относительно обособленные труктурные элементы – правоспособность и дееспособность.
В информационном праве категория правоспособности также имеет самостоятельное значение. Субъект информационных правоотношений может обладать правоспособностью, т.е. наличием определенных прав и обязанностей, но при этом может быть лишен дееспособности. При отсутствии у субъекта права дееспособности его может заменить другое лицо, обладающее дееспособностью (родители, опекуны и т.д.)
Информационная правосубъектность предполагает такие качества лица, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) информационных правоотношений.
На информационную правосубъектность влияют следующие группы факторов: физические свойства личности: (например, возраст – право на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, право на конфиденциальность информации о несовершеннолетнем участнике правонарушения; состояние здоровья – допуск к государственной тайне); социально-демографические, морально-этические и мировоззренческие свойства личности (национальность – право на использование языка; вероисповедание – тайна вероисповедания); применение мер государственного принуждения.
В содержание информационной правосубъектности входят не сами конкретные информационные права и обязанности субъекта информационных правоотношений, а юридическая возможность (или способность) иметь эти права и нести обязанности, возникающие у субъекта информационного права тогда, когда он вступает в конкретные информационные правоотношения. Права и обязанности участников информационных правоотношений устанавливаются информационно-правовыми предписаниями, содержащимися в разнообразных источниках информационного права. Отсюда информационная правосубъектность как юридическая категория имеет относительно самостоятельный, независимый характер. Она наполнена конкретным предметным содержанием и определяется границами установленной законодателем информационной сферы – сферой осуществления информационной деятельности.
Правовые основы расширения субъективного состава в российском информационном праве
В настоящее время, несмотря на существенное увеличение законодательных инициатив, многие аспекты правового регулирования объектов и субъектов информационной системы Интернет остаются вне поля правового регулирования. Такое положение отечественной юридической науки заставляет законодателя постоянно расширять предметную область информационного права.
Одним из наиболее ярких примеров законотворчества в этой сфере общественных отношений явилось принятие Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон среди субъектов информационного права уже получил наименование – закон «об онлайн-кинотеатрах». Формально принятие закона отражено включением ст. 10.5 «Обязанности владельца аудиовизуального сервиса» в № 149-ФЗ, а также дополнением ст. ст. 3.5; 13.35; 13.36; 13.37; 19.7.10; 23.44; 28.3 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в ст. 11 и 14 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и ст. ст. 1, 20, 27, 262, 263, 265 в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Фактически анализ вышеуказанного законодательного акта позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, в правовое поле информационного права вводится новый субъект – владелец аудиовизуального сервиса. Это – владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в сети Интернет совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.
Налицо следующие признаки:
– формирование и (или) организация распространения в сети Интернет совокупности аудиовизуальных произведений;
– доступ предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы;
– привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации; доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч.
Ранее Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 г. статьей 10.2 к № 149-ФЗ определял субъектом распространения информации в сети Интернет блогера – владельца сайта или его страницы, доступ к которой в течение суток составлял более трех тысяч обращений. Методика подсчета такого количества обращений была утверждена приказом Роскомнадзора от 09.07.2014 «Об утверждении Методики определения количества пользователей сайта или страницы сайта в сети ʺИнтернетʺ в сутки». Также Роскомнадзор вел реестр таких сайтов. Однако уже в 2017 году № 276-ФЗ исключил этого субъекта из правового поля, соответственно, вместе с обязанностями распространения им общедоступной информации. Вместе с тем Федеральная Служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обратила внимание, что пользователи сети, публикующие авторский контент, обязаны соблюдать требования иных законодательных актов, касающихся сбора, обработки и распространения информации.
Во-вторых, для владельцев аудиовизуальных сервисов определен ряд обязанностей. Сравнительный анализ обязанностей владельца аудиовизуального сервиса и блогера показывает, что в основном они основываются на схожих принципах, в части, касающейся недопущения размещения информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, сведений, составляющих государственную тайну, публичных призывов к терроризму и экстремизму, материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и т.д. Однако, в отличие от ст. 10.2, где акцент, в силу специфики субъекта, делается на личные неимущественные права и свободы граждан, ст. 10.5 обязывает владельца аудиовизуального сервиса производить классификацию аудиовизуальных произведений в соответствии с, указывать информационные знаки, не допускать к распространению СМИ, не зарегистрированные в соответствии с Законом «О СМИ», указывать адрес электронной почты и свои идентификационные реквизиты для возможности обращения к нему. Также вышеупомянутый субъект обязан установить программу для ЭВМ (одну из рекомендованных Рособрнадзором) для подсчета количества пользователей.
В-третьих, Роскомнадзор наделяется полномочиями для контроля за соблюдением положений закона, в том числе осуществляет ведение реестра аудиовизуальных сервисов. В случае признания информационного ресурса таковым, в целом обязанности Роскомнадзора по его сопровождению схожи, включая ведение реестра таких ресурсов и сроков исполнения обязанностей сторонами. Для реализации этих обязанностей был утвержден Приказ Роскомнадзора от 09.06.2017 № 99 «Об утверждении методики определения количества пользователей сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети ʺИнтернетʺ и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования и (или) организации распространения в информационно-телекоммуникационной сети ʺИнтернетʺ совокупности аудиовизуальных произведений, в сутки». Методика позволяет установить количество пользователей информационного ресурса без дополнительной автоматизированной обработки информации на основании сведений, полученных в результате обработки информации с использованием специального программного обеспечения, включающего программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие возможность фиксации в автоматическом режиме обращений пользователей к информационному ресурсу.
В-четвертых, устанавливаются ограничения на иностранное владение аудиовизуальными сервисами. Закон ограничивает 20% долю иностранного участия в компаниях – владельцах аудиовизуального сервиса.
Юридическое лицо, с долей иностранного участия более 20%, вправе владеть и управлять аудиовизуальным сервисом только при условии получения разрешения Правительственной комиссии. Разрешение может быть выдано при условии, что оно будет «способствовать развитию рынка аудиовизуальных сервисов в России». Порядок получения разрешения будет утвержден Правительством РФ. Данное законодательное ограничение не распространяется на сервисы, число российских пользователей которых составляет более 50% от общего.
В-пятых, предусматриваются новые составы ответственности:
За распространение незарегистрированных СМИ (штраф для юридических лиц составляет до 700 тыс. руб.).
За нарушение установленного порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью (штраф для юридических лиц составляет до 500 тыс. руб.).
За распространение информации, содержащей публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (штраф для юридических лиц составляет до 1 млн руб.).
За неисполнение требований Роскомнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства (штраф для юридических лиц составляет до 1 млн. руб., при повторном нарушении – до 3 млн. руб.).
Закон также предусматривает ответственность для владельцев аудиовизуальных сервисов, которые нарушили ограничения на иностранное участие. К таким аудиовизуальным сервисам может быть ограничен доступ (через оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к сети Интернет).
Таким образом, субъекты информационного права выступают в качестве субъектов права, реализующие свою правосубъектность и участвующие в соответствующем правовом отношении по получению, извлечение, пользованию и передаче информации. Круг субъектов информационных правоотношений достаточно обширен. В качестве основных субъектов информационных правоотношений выступают граждане Российской Федерации; различного рода предприятия и организации, действующие на территории государства; органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований и прочее.