Характеристика состава преступления статья 291 УК

Дача взятки: состав преступления




Дача взятки — это противоправная передача денег, иных материальных ценностей или предоставление выгод материального характера должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника.


Объективные признаки дачи взятки (ст. 291 УК РФ)

Уголовно-правовые нормы об ответственности за взяточничество имеют достаточно оригинальные конструкции. В частности:

статья 290 «Получение взятки» регулирует ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч.1 ст. 290 УК РФ); получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере (то есть, сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают двадцать пять тыс. руб.) (ч.2 ст. 290 УК РФ); получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) (ч.3 ст. 290 УК РФ), а также, если выше обозначенные действия совершаются лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а  равно главой органа местного самоуправления (ч.4 ст. 290 УК РФ), совершены с вымогательством взятки либо в крупном размере (что означает, сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают сто пятьдесят тыс. руб.) (ч.5 ст. 290 УК РФ), в особо крупном размере (сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав превышают один миллион рублей) (ч.6 ст. 290 УК РФ).

в статье 291 «Дача взятки» закреплена ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе, когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу). В зависимости от размера взятки ответственность ужесточается: размер взятки может быть передан в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ), в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК РФ) либо в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ).

статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве» регламентирует ответственность за посредничество во взяточничестве, то есть либо за непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя, либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере (ч.1 ст. 291.1 УК РФ), либо за обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч.5 ст. 291.1 УК РФ).

статья 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» введена Федеральным законом от 3 июля 2016 года. Норма предусматривает уголовную ответственность за « … получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей».

Взятка может выражаться:

— в передаче недвижимости (квартира, дом, дача, гараж, земельный участок и т.п.), денежных купюр, в том числе в валюте, банковских и дорожных чеков, банковских пластиковых карточек с внесенной денежной суммой, ценных бумаг, изделий из драгоценных камней и металлов, транспортных средств, продуктов питания, приборов и устройств бытового назначения и т.д.;

— в банковской ссуде в долг или под видом погашения несуществующего долга, льготном кредите или снижении процентных ставок по кредиту, продаже товаров по заниженной цене, заключении фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его близким, родственникам и знакомым, завышении гонорара за публикации и выступления, преднамеренном проигрыше в азартные игры, прощении долга, уменьшении арендной платы и т.д.;

— в оказании услуг по лечению, строительным и ремонтным работам, санаторным и туристическим путевкам, оплате развлечений и других расходов по заниженной стоимости или безвозмездно.

Объективную сторону этого преступления образует вручение (передача) должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации предмета преступления — денег, ценных бумаг, иного имущества — или оказание ему услуг имущественного характера. При этом согласно диспозиции данной статьи это деяние может быть осуществлено взяткодателем лично (в том числе путем передачи взятки по указанию должностного лица иному физическому или юридическому лицу), а также через посредника. Иными словами, он собственноручно передает предмет преступления должностному лицу, сам оказывает ему услугу имущественного характера либо делает это через других лиц.

Действия этих лиц образуют посредничество во взяточничестве, которое квалифицируется по ст. 291.1 УК.

Размер взятки по ч. 1 ст. 291 УК составляет сумму более 10 тыс. руб.; в меньшем размере получение взятки квалифицируется как «мелкое взяточничество» (ст. 291.2  УК).

Объективная сторона дачи взятки неразрывно связана с объективной стороной получения взятки, поэтому эти преступления считаются оконченными в один и тот же момент, т.е. с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Преступление признается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. Если взятка была отвергнута (предмет преступления не был принят), действия взяткодателя образуют покушение на дачу взятки (ст. 30, 291 УК). Однако покушение на преступление отсутствует при предложении взятки должностному лицу (высказывание намерения передать деньги или иное имущество). Между тем, согласно международным стандартам в области борьбы с коррупцией такие действия должны влечь уголовную ответственность.

Если лицо, передавшее имущество, предоставившее имущественные права, оказавшее услуги имущественного характера за совершение должностным лицом действий (бездействие) по службе, осознавало, что указанные ценности не предназначены для незаконного обогащения должностного лица либо его родных или близких, содеянное им не образует состава преступления, предусмотренного ст. 291 либо 291.1 УК РФ.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 291 УК, является нормальная деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих, в частности, функции государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности.

Динамика зарегистрированных преступлений по ст. 291 УК РФ (дача взятки) представлена на рисунке 1.

Статистика взяточничества в РФ

При расследовании взяточничества подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

— факт получения взятки, т.е. получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;

— факт дачи взятки, т.е. дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичный международный организации лично или через посредника;

— факт посредничества во взяточничестве, т.е. непосредственной передачи взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Признаки, характеризующие состав преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ, можно разделить на обязательные и факультативные. Для рассматриваемого состава преступления, обязательными признаками объективной стороны будут являться все те, которые указаны в диспозиции данной статьи.

Деяние, как известно, может быть совершено посредством действия и (или) в силу бездействия. Из текста нормы следует, что дача взятки осуществляется в результате конкретных действий. Указанное позволяет сделать вывод о том, что речь в комментируемой норме идет о деянии в форме действия, заключающемся в передаче взятки должностному лицу.

При этом следует учесть, что передача взятки должностному лицу возможна двумя способами:

— лично;

— через посредника.


Дача взятки: судебная практика

Рассмотрим пример из судебной практики. 13.01.2017 года в 08 часов 55 минут старшим инспектором и инспектором специализированного взвода ДПС ГИБДД оперативного реагирования УМВД России по Брянской области, материалы уголовного дела в отношении которых выделены в отдельное производство, осуществлявшими контроль за безопасностью дорожного движения на территории обслуживания МО МВД России « Новозыбковский» на участке автодороги, расположенном на расстоянии около 1,5 км. от <адрес> по направлению к <адрес> был остановлен автомобиль марки «Опель Кадет», государственный регистрационный знак № под управлением водителя Авраменко Д.И., у которого были установлены признаки алкогольного опьянения.

После этого, в период времени с 08 часов 57 минут до 09 часов 24 минут находясь в служебной автомашине ДПС марки «Форд Фокус» государственный регистрационный знак №, между инспекторами ГИБДД и Авраменко Д.И. была достигнута договоренность о передаче последним взятки в размере <данные изъяты> через посредника- инспектора ОГИБДД МО МВД России « Новозыбковский», материалы уголовного дела в отношении которого выделены в отдельное производство, за совершение заведомо незаконного бездействия — непроведение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, несоставление протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и, как следствие, непривлечение Авраменко Д.И. к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.

Реализуя достигнутое соглашение, Авраменко Д.И., осознавая, что инспектора ДПС ГИБДД являются должностными лицами органов внутренних дел, обязанными пресекать противоправные действия, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, 13.01.2017 года около 10 часов 30 минут находясь в служебном кабинете № здания ОГИБДД МО МВД России « Новозыбковский», расположенного по адресу: <адрес>, предназначавшиеся инспекторам специализированного взвода ДПС ГИБДД оперативного реагирования УМВД России по Брянской области в качестве взятки денежные средства в сумме <данные изъяты>, билетами Банка России, передал инспектору ОГИБДД МО МВД России «Новозыбковский», выступающему в качестве посредника дачи взятки, который в свою очередь 13.01.2017 года около 11 часов, находясь возле здания Новозыбковского городского водоканала, расположенного по адресу: <адрес>, действуя в интересах Авраменко Д.И., передал инспекторам ДПС ГИБДД взятку в размере <данные изъяты>, оставив себе <данные изъяты> за оказание посреднических услуг.

Действия Авраменко Д.И. суд квалифицирует по ч.3 ст. 291 УК РФ — как дачу взятки должностному лицу через посредника в значительном размере, за совершение заведомо незаконного бездействия, поскольку Авраменко Д.И, заведомо зная, что инспектора ДПС ГИБДД являются сотрудниками правоохранительного органа, то есть должностными лицами, умышленно, за незаконное бездействие в его пользу, а именно не проведение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и не составление в отношении него протокола об административном правонарушении, через посредника передал указанным должностным лицам в качестве взятки <данные изъяты>, размер которой, в соответствии с примечанием к ст.ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ, является значительным.[2]

Другие признаки объективной стороны преступления, а именно наступление общественно опасных последствий, время, место, обстановка совершения преступления, орудия и средства совершения преступления не имеют юридического значения для квалификации содеянного по ст. 291 УК РФ.

При этом, виновный передавая взятку вышеуказанным лицам, преследует вполне конкретные цели: чтобы последние, используя свои служебные и должностные полномочия вопреки интересам службы, совершили в пользу взяткодателя (иных лиц) определенные действия (либо, наоборот, воздержались от их совершения) либо попустительствовали и покровительствовали взяткодателю.


Субъективные признаки дачи взятки (ст. 291 УК РФ)

Субъективная сторона преступления – это психическое отношение виновного к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом в качестве преступления. Содержание субъективной стороны состава преступления в теории уголовного права раскрывается с помощью таких признаков, как вина, мотив и цель. Вина – обязательный признак субъективной стороны состава преступления, а мотив и цель выступают в общем понятии субъективной стороны преступления как факультативные признаки. В соответствии со ст. 5 УК РФ лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Как и в составе получения взятки (ст. 290 УК), в данном случае взяткодатель также стремится обеспечить выполнение (невыполнение) должностным лицом в собственных интересах или интересах представляемых им лиц действий, которые оно могло совершить с использованием своего служебного положения.

Если взяткодатель преследует цель искусственного создания доказательств совершения преступления должностным лицом или шантажа и без его согласия вручает ему деньги, ценные бумаги, иное имущество, то содеянное образует провокацию взятки (ст. 304 УК).

Субъект преступления — общий: лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо — представитель власти или лицо, состоящее на государственной должности, выполняющее организационно – распорядительные или административно-хозяйственные функции (например, преподаватель, принимающий экзамены и зачеты).

Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга — сотрудник краевой или городской администрации, мэрии, департамента, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т. д.

Взятка путем непосредственной передачи взяточнику денег или других ценностей обычно имеет место только при мелких взятках, поскольку в этом случае взяточника легко поймать с поличным. При серьёзном взяточничестве используются более изощренные схемы дачи взяток:

— деньги переводятся на счет аффилированной фирмы взяточника в качестве оплаты за какие-нибудь притворные услуги, причем в последнее время в качестве такой аффилированной фирмы чаще выступает не коммерческая структура, а общественная организация или унитарное госпредприятие;

— предоставление преференций родственникам взяточника, например, взяткодатель оплачивает обучение детей взяточника за границей;

— предоставление сверхвыгодного контракта фирме, которая оформлена на аффилированное лицо взяточника;

— взяточнику передаются не наличные деньги, а просто набор цифр: номер обезличенного счета в заграничном банке или код доступа к кошельку электронной платежной системы, на котором находится сумма взятки.

Противоправное поведение человека представляет собой органическое единство внешней (физической) и внутренней (психологической) сторон. Любое преступление характеризуется признаками, относящимися не только к внешней, но и к внутренней стороне. Каждый из этих признаков, включая признаки субъективной стороны, должен быть исчерпывающе исследован в случаях применения ст. 291 УК РФ компетентным органом, чтобы юридическая характеристика дачи взятки полностью совпадала с законодательным ее описанием. Это требование приобретает особую важность при применении ст. 291 УК РФ, поскольку отсутствие субъективной стороны исключает наличие состава преступления, а точное установление обеспечивает правильную квалификацию дачи взятки и как следствие ее законную и обоснованную ответственность виновного.

Что касается мотивов дачи взятки и целей, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, то они могут быть разными. Цель преступления выражена, на взгляд отдельных ученых, «в самой уголовно-правовой норме не словами, а ее смыслом. Дача взятки совершается для удовлетворения определенных и четко обозначенных виновным желаний: получение льгот, поблажек, совершение взяткополучателем оговоренных действий». То же относится и к мотиву дачи взятки. В качестве таковых могут выступать и корыстные побуждения, и побуждения личного характера, желание обойти закон, освободиться от ответственности и т.д. Мотив и цель дачи взятки на квалификацию преступления не влияют, однако имеют большое значение, как криминологическое, так и уголовно – правовое, для изучения преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ.

Как правило, взяточничество совершается по корыстным мотивам. Однако может быть и иная личная заинтересованность лица, дающего взятку. Для наличия факта взяточничества не обязательна договоренность о передаче предметов посягательства. Иногда достаточно осознания дающим и получающим лицами того, что вручение взятки необходимо для удовлетворения интереса взяткодателя.


Квалифицирующие признаки дачи взятки (ст. 291 УК РФ)

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) квалифицируется по ч. 1 ст. 291 УК.

Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере (свыше 25 тыс. руб.) квалифицируется по ч. 2 ст. 291 УК Таким образом, квалифицированным видом преступления в ч. 2 ст. 291 УК предусмотрена дача взятки должностному лицу в значительном размере, т.е. действует примечание к ст. 290 УК РФ (25 тыс. руб.).

Квалифицированным составом является ч. 2 ст. 291 УК РФ за которую установлена ответственность за дачу взятки указанной выше категории субъектов, понимание которых требует дополнительных разъяснений. Так, в соответствии с п. 2 примечания к ст. 290 УК РФ, под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую – либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

В то же время Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» разъясняет, что к «иностранным должностным лицам и должностным лицам публичных международных организаций следует относить лиц, признаваемых таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции. Так, к иностранным должностным лицам могут быть отнесены, например, министр, мэр, судья, прокурор. К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником 231 которых является Российская Федерация; лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией».

По смыслу уголовного закона, взятку надлежит считать переданной по предвари тельному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления путем дачи взятки должностному лицу за совершение им действий (бездействия) по службе с использованием служебных полномочий или служебного положения в пользу передавшего взятку или представляемых им лиц.

Не имеет значения, какая сумма передана каждым из этих лиц, и осуществляло ли такую передачу одно лицо или несколько, образующих группу. К числу признаков, наличие которых в совокупности определяет дачу взятки, совершенной группой лиц по предварительному сговору, относятся: группа лиц, которую образуют два или более лица, отвечающих требованиям, предъявляемым к исполнителю данного преступления; действия, направленные на непосредственную передачу взятки; предварительная договоренность о совместном совершении преступления; намерение использовать служебные полномочия или положение должностного лица. В доктрине уголовного права выделяют разные критерии отграничения посредника от взяткодателя. В их числе – инициатива в даче взятки, заинтересованность в определенном служебном поведении взяткополучателя, принадлежность имущества, передаваемого от взяткодателя, взяткополучателю. Некоторые сложности возникают в оценке действий лица, незаконно предоставляющего должностному лицу услуги имущественного характера, когда взяткодатель не оказывает их лично, а только оплачивает.

В ч. 3 ст. 291 УК предусмотрена дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия).

Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Для квалификации действий взяткодателя по ч. 3 ст. 291 УК по данному признаку необходимо доказать сознание им того, что взятка дается должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий (бездействия). Деяния, предусмотренные ч. 1–3 ст. 291 УК, если они совершены группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.), квалифицируются по ч. 4, а совершенные в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.) — по ч. 5 ст. 291 УК

Приведем пример из судебной практики. Биннатов А.Ш., 31 марта 2014 года примерно в 16 часов 00 минут, находился в помещении продуктового магазина, расположенного по адресу: г. Москва, 6-й Новоподмосковный пер., д.7. В это же время в указанном месте находился старший инспектор отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по району Войковский г. Москвы Савина А.А., являющаяся должностным лицом, наделенным функциями представителя власти, в том числе полномочиями по пресечению и выявлению административных правонарушений в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции» № 3-ФЗ от 07.02.2011, которая выявила в действиях продавца магазина Аношкиной Л.В. административное правонарушение, предусмотренное ч. 2.1 ст. 14.16 КРФобАП. В связи с чем, старший инспектор Савина А.А. начала составлять протокол об административном правонарушении серии САО № 0360862 в отношении Аношкиной Л.В. В ходе составления старшим инспектором ОДН Савиной А.А. указанного протокола, Биннатов А.Ш., 31 марта 2014 года, находясь в служебном помещении продуктового магазина, расположенного по адресу: г. Москва, 6-й Новоподмосковный пер., д.7, в период времени с 16 часов 30 минут по 16 часов 40 минут, имея умысел на дачу взятки должностному лицу, желая избежать привлечения Аношкиной Л.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 КРФобАП, не желая составления в отношении нее протокола об административном правонарушении, лично, вопреки воли Савиной А.А., лично передал, положив в паспорт Аношкиной Л.В., названному должностному лицу в качестве взятки, деньги в сумме 3000 рублей, за не составление в отношении Аношкиной Л.В. протокола о названном административном правонарушении и не привлечение ее к административной ответственности, то есть за заведомо незаконное бездействие, после чего Биннатов А.Ш. задержан сотрудниками ОЭБ и ПК УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, а деньги, переданные в качестве взятки, были изъяты,

Подсудимый Биннатов А.Ш. согласился с предъявленным обвинением, добровольно и после консультации с адвокатом заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, осознавая характер и последствия заявления такого ходатайства, которое судом при отсутствии возражений со стороны государственного обвинителя удовлетворено.

Суд приходит к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый Биннатов А.Ш., обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, и квалифицирует действия Биннатова А.Ш. по ч.3 ст.291 УК РФ как дачу взятки должностному лицу лично, то есть умышленные действия непосредственно направленные на дачу взятки должностному лицу лично за совершение заведомо незаконного бездействия.

Дача взятки, получение взятки или посредничество во взяточничестве являются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Взятка может быть передана взяткополучателю непосредственно взяткодателем либо через посредника в рабочее время в служебном кабинете должностного лица или после работы в любом ином месте. Время, место и способы совершения и сокрытия данных преступлений на квалификацию содеянного в данном случае не влияют. Например, время передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) для квалификации преступления по ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ не имеет значения.


Ограничение дачи взятки от смежных составов преступлений

От дачи взятки следует отличать «мнимое посредничество», при котором лицо получает от взяткодателя по инициативе последнего деньги или иные ценности для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь сделать это, присваивает их. Такие действия образуют мошенничество (ст. 159 УК). Однако если лицо преследует цель завладения материальными ценностями взяткодателя и склоняет его к даче взятки, а затем присваивает переданные ему ценности, то содеянное им помимо мошенничества должно дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки, а действия взяткодателя — как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

При отграничении непосредственной передачи взятки по поручению взяткодателя (посредничество во взяточничестве) от дачи взятки должностному лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем физического либо юридического лица следует исходить из того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от посредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество.

Анализ правоприменительной практики показал, что по одному лишь факту обещания или предложения посредничества во взяточничестве уголовное дело не возбуждается и таких лиц не привлекают к уголовной ответственности. На практике уголовные дела возбуждаются по ч. 5 ст. 291.1 только в том случае, если сотрудниками правоохранительных органов в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, кроме обещания или предложения, будет установлен и факт передачи взяткодателем денежных средств посреднику.

Так, была осуждена за обещание посредничества во взяточничестве К., которая сообщила И. о том, что она обладает возможностью за взятку должностным лицам ГИБДД произвести выдачу государственных регистрационных знаков с одинаковыми цифровыми обозначениями, начинающимися с двух нулей, и предложила ему посредничество во взяточничестве. Через несколько дней К., в соответствии с ранее достигнутой с И. договоренностью, в ходе проведения сотрудниками МВД оперативно-розыскных мероприятий на территории ГИБДД получила от него денежные средства в сумме 41 тыс. руб. для дальнейшей их передачи должностным лицам.

Согласно примечанию к ст. 291 УК, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если взяткодатель добровольно сообщил орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Добровольное сообщение предполагает обращение взяткодателя с заявлением (устным или письменным) о даче взятки в органы предварительного следствия, прокуратуру, федеральную службу безопасности и т.п. независимо от мотивов, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении уже стало известно органам власти. Причем взяткодатель освобождается от уголовной ответственности и в том случае, когда он добровольно заявил о даче взятки в связи с тем, что взяткополучатель не совершил обусловленных действий (бездействия).

Поскольку получение и дача взятки происходят в условиях тайности, зафиксировать данные преступления при согласии обеих сторон – взяткодателя и взяткополучателя крайне сложно. Обнаружение и фиксация факта взятки возможны в двух случаях. Это либо фиксация факта взятки в условиях неосведомленности как лица, передающего взятку, так и лица, ее получающего, либо фиксация факта передачи и получения взятки, если одна из сторон заявила о предстоящем действии заранее (как правило, это будущий взяткодатель, если имеет место вымогательство взятки). И в том и в другом случае факт передачи и получения взятки обычно фиксируется путем  задержания лица с поличным, т.е. с предметом взятки, находящимся в распоряжении взяткополучателя.Поскольку по своей объективной стороне получение и дача взятки и коммерческий подкуп весьма схожи, вышеуказанные аспекты характерны и для случаев, когда требуется выявить и раскрыть указанное преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

К видам вознаграждений перечисленных в диспозициях п.1, 3 ст. 204 УК РФ относят: деньги, ценные бумаги, иное имущество, оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав. Таким образом, так же как и при даче взятки за рамки предмета коммерческого подкупа выведено получение выгоды неимущественного характера.

Ст. 204 УК РФ не редко считают «аналогом» ст. 291 УК РФ, схожие элементы составов преступлений за исключением субъектов: субъектом получения взятки являются – должностные лица, а субъектами получения подкупа являются – лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.[5] Следующее отличие это размер взятки, так крупный размер взятки – особо квалифицирующий признак. В диспозиции ст. коммерческого подкупа не имеется отягчающего признака. В примечание ст. 201 УК РФ «виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности лишь тогда, когда вред причинен интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием», только при наличии ее заявления или согласия. В остальных случаях преследование осуществляется в общем порядке. В диспозициях ст. 291 УК РФ такого условия не имеется.






Оставьте комментарий