Содержание
Понятие форм государственного управления
Государственное управление является важнейшей частью регулирующие системы социальной деятельности общества. При этом важность государственного управления выражается не во вмешательстве государства в общественные отношения, а в формировании условий и принципов осуществления этих отношений. Помимо этого существуют общественные отношения, к регулированию которых государство иметь отношения не должно, например, отношения интимного характера. Также государственное управление не распространяется на регулирование отношений во многих коллективах, существующих в обществе, например, в добровольных общественных объединениях.
Задачи государства в сфере управления состоят в регулировании деятельности в публичных коллективах территориального характера, действующих в рамках государства, его субъектов, автономных территорий и муниципальных образований.
Формы государственного управления принято рассматривать в качестве практических способов по выражению власти органов государства. Часть экспертов отмечают, что формы государственного управления можно определить с помощью анализа функций определенных структур власти, их должностных лиц, и с помощью специфики задач, которые решаются определенными институтами. Как правило, их реализация осуществляется в соответствии с актуальными юридическими нормами, а также сопровождается определенными правовыми последствиями.
Формы государственного управления – это выраженная вовне деятельность органов государственного управления, а также их должностных лиц, которая осуществляется в пределах предусмотренной для них компетенции с целью решения стоящих перед государством задач.
Особенности форм государственного управления:
— означают внешнее выражение деятельности государственных органов и должностных лиц;
— имеют зависимость от того, каким содержанием обладают органы государственного управления и должностные лица;
— влияют на содержание деятельности государственных органов управления и должностных лиц;
— непосредственно связаны с тем, чтобы реализовывались задачи и функции, которые присущи субъектам управления в пределах их компетенции;
— в подавляющем количестве случаев нуждаются в правовой регламентации;
— выбор, касающийся форм государственного управления, связан со спецификой той цели, которая стоит перед государством, и служит основой для определения более эффективного варианта деятельности;
— за ними следуют определенные правовые последствия.
Форма государственного управления представляет собой определенный способ, характеризующий сущность деятельности государственных органов и должностных лиц, непосредственно осуществляющих управление.
Таким образом, формы государственного управления гарантируют более целесообразное выполнение функций управления, достижение целей с минимальными затратами физических, финансовых и моральных издержек.
Очень обширный спектр задач и функций государственного управления определяет необходимость существования различных форм управленческой деятельности, которые предусмотрены законодательством.
Классификация форм государственного управления
Существующее в научной литературе многообразие описаний форм управления естественным образом поднимает вопрос необходимости их унифицированного объединения и представления толкования их взаимной связи.
Иногда вид управления именуют как социальное управление, приемлемо также употребление термина «менеджмент». В литературе приводится много типов методов управления, говоря точнее, их группировок. К их числу относят организационные, административные, административно-командные, традиционные, экономические, социально-психологические методы управления. Одни исследователи дают им характеристику, называя их практическим способам воздействия, другие авторы ограничиваются только их описанием. Но практических рекомендаций как их подбирать и применять при осуществлении управленческого процесса в литературе не встречается. Перед управленцем всегда имеется выбор. Какие методы из тех, на которые он имеет полномочия, нужно включить в действие, и какие конкретные формы и меры он может применить, исходя из множества привходящих факторов. Из последнего замечания вытекает важнейший вопрос, который по мнению автора, ещё не получил полного раскрытия в научной литературе. Речь идет о порядке использования прямых практических форм воздействия.
Формы государственного управления закреплены в уставах, положениях и других правовых актах, которые регламентируют деятельность органов государственного управления. Вид определенной формы государственного управления органа определяется в зависимости от тех функций, которые он осуществляет.
На вид конкретной формы госуправления влияют задачи, стоящие перед органом исполнительной власти либо должностным лицом, а также выполняемые ими функции.
Разновидности административно правовых форм госуправления в административном праве можно классифицировать в зависимости от содержания и способа выражения.
По содержанию административно правовые формы госуправления подразделяют на 2 вида:
- правотворческая;
- правоприменительная.
Сущность правотворческой формы госуправления состоит в издании субъектами госуправления подзаконных нормативно правовых актов управления, которые регулируют общественные отношения в области их государственно управленческой деятельности. Нормативно правовые акты управления федеральных органов исполнительной ветви власти издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативно правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной ветви власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации своей правотворческой деятельности, руководствуются еще и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.
Правоприменительная форма госуправления, между тем, классифицируется на:
- издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения правовых норм);
- совершение юридически значимых действий.
Издание индивидуальных правовых актов управления выполняется субъектом госуправления в тот момент, когда по обстоятельствам дела субъект госуправления согласно правовым нормам должен принять решение в форме индивидуального правового акта.
Совершение юридически значимых действий реализуется тогда, когда правовые нормы не требуют от субъекта госуправления принятия нормативно правового акта и субъект управления совершает предписанные в данных случаях юридически значимые действия (к примеру, составление протоколов, выдача разрешений и пр.).
По содержанию правоприменительная форма госуправления классифицируется на 2 типа:
- регулятивная;
- правоохранительная.
Первая форма применима в процессе госуправления в разнообразных сферах государственной деятельности (экономическая, социально-культурная, оборонная, внешнеполитическая и пр.).
К правоохранительной форме прибегают в случае использования мер принуждения к лицам, которые нарушают административно-правовые нормы, в процессе осуществления защиты субъективных прав физических и юридических лиц, а также разрешения конфликтов, всплывающих в управленческой сфере.
По способу выражения правовые формы госуправления классифицируются на:
- письменные;
- устные.
Главной формой госуправления выступает письменная форма. Она используется в процессе решения управленческих вопросов, которые требуют письменного оформления действий субъекта госуправления, что влечет за собой юридические последствия. Суть этой формы госуправления заключается в подготовке и принятии соответствующими органами исполнительной ветви власти правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), а также оформлении управленческой документации (протоколы, акты, справки и др.).
К устной форме госуправления прибегают в установленных правовыми нормами случаях в процессе решения вопросов оперативного характера. И заключается она в создании устных приказов, распоряжений и команд, которые тоже влекут за собой юридические последствия.
От правовых форм госуправления следует отличать действия организационного характера, а также материально технические операции, используемые в процессе госуправления.