Формы государственного управления

Формы государственного управления



Понятие форм государственного управления

Государственное управление является важнейшей частью регулирующие системы социальной деятельности общества. При этом важность государственного управления выражается не во вмешательстве государства в общественные отношения, а в формировании условий и принципов осуществления этих отношений. Помимо этого существуют общественные отношения, к регулированию которых государство иметь отношения не должно, например, отношения интимного характера. Также государственное управление не распространяется на регулирование отношений во многих коллективах, существующих в обществе, например, в добровольных общественных объединениях.

Задачи государства в сфере управления состоят в регулировании деятельности в публичных коллективах территориального характера, действующих в рамках государства, его субъектов, автономных территорий и муниципальных образований.

Формы государственного управления принято рассматривать в качестве практических способов по выражению власти органов государства. Часть экспертов отмечают, что формы государственного управления можно определить с помощью анализа функций определенных структур власти, их должностных лиц, и с помощью специфики задач, которые решаются определенными институтами. Как правило, их реализация осуществляется в соответствии с актуальными юридическими нормами, а также сопровождается определенными правовыми последствиями.

Формы государственного управления – это выраженная вовне деятельность органов государственного управления, а также их должностных лиц, которая осуществляется в пределах предусмотренной для них компетенции с целью решения стоящих перед государством задач.

Особенности форм государственного управления:

— означают внешнее выражение деятельности государственных органов и должностных лиц;

— имеют зависимость от того, каким содержанием обладают органы государственного управления и должностные лица;

— влияют на содержание деятельности государственных органов управления и должностных лиц;

— непосредственно связаны с тем, чтобы реализовывались задачи и функции, которые присущи субъектам управления в пределах их компетенции;

— в подавляющем количестве случаев нуждаются в правовой регламентации;

— выбор, касающийся форм государственного управления, связан со спецификой той цели, которая стоит перед государством, и служит основой для определения более эффективного варианта деятельности;

— за ними следуют определенные правовые последствия.

Форма государственного управления представляет собой определенный способ, характеризующий сущность деятельности государственных органов и должностных лиц, непосредственно осуществляющих управление.

Таким образом, формы государственного управления гарантируют более целесообразное выполнение функций управления, достижение целей с минимальными затратами физических, финансовых и моральных издержек.

Очень обширный спектр задач и функций государственного управления определяет необходимость существования различных форм управленческой деятельности, которые предусмотрены законодательством.


Классификация форм государственного управления

Существующее в научной литературе многообразие описаний форм управления естественным образом поднимает вопрос необходимости их унифицированного объединения и представления толкования их взаимной связи.

Иногда вид управления именуют как социальное управление, приемлемо также употребление термина «менеджмент». В литературе приводится много типов методов управления, говоря точнее, их группировок. К их числу относят организационные, административные, административно-командные, традиционные, экономические, социально-психологические методы управления. Одни исследователи дают им характеристику, называя их практическим способам воздействия, другие авторы ограничиваются только их описанием. Но практических рекомендаций как их подбирать и применять при осуществлении управленческого процесса в литературе не встречается. Перед управленцем всегда имеется выбор. Какие методы из тех, на которые он имеет полномочия, нужно включить в действие, и какие конкретные формы и меры он может применить, исходя из множества привходящих факторов. Из последнего замечания вытекает важнейший вопрос, который по мнению автора, ещё не получил полного раскрытия в научной литературе. Речь идет о порядке использования прямых практических форм воздействия.

Формы государственного управления закреплены в уставах, положениях и других правовых актах, которые регламентируют деятельность органов государственного управления. Вид определенной формы государственного управления органа определяется в зависимости от тех функций, которые он осуществляет.

На вид конкретной формы госуправления влияют задачи, стоящие перед органом исполнительной власти либо должностным лицом, а также выполняемые ими функции.

Разновидности административно правовых форм госуправления в административном праве можно классифицировать в зависимости от содержания и способа выражения.

По содержанию административно правовые формы госуправления подразделяют на 2 вида:

  1. правотворческая;
  2. правоприменительная.

Сущность правотворческой формы госуправления состоит в издании субъектами госуправления подзаконных нормативно правовых актов управления, которые регулируют общественные отношения в области их государственно управленческой деятельности. Нормативно правовые акты управления федеральных органов исполнительной ветви власти издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативно правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной ветви власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации своей правотворческой деятельности, руководствуются еще и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации.

Правоприменительная форма госуправления, между тем, классифицируется на:

  • издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения правовых норм);
  • совершение юридически значимых действий.

Издание индивидуальных правовых актов управления выполняется субъектом госуправления в тот момент, когда по обстоятельствам дела субъект госуправления согласно правовым нормам должен принять решение в форме индивидуального правового акта.

Совершение юридически значимых действий реализуется тогда, когда правовые нормы не требуют от субъекта госуправления принятия нормативно правового акта и субъект управления совершает предписанные в данных случаях юридически значимые действия (к примеру, составление протоколов, выдача разрешений и пр.).

По содержанию правоприменительная форма госуправления классифицируется на 2 типа:

  1. регулятивная;
  2. правоохранительная.

Первая форма применима в процессе госуправления в разнообразных сферах государственной деятельности (экономическая, социально-культурная, оборонная, внешнеполитическая и пр.).

К правоохранительной форме прибегают в случае использования мер принуждения к лицам, которые нарушают административно-правовые нормы, в процессе осуществления защиты субъективных прав физических и юридических лиц, а также разрешения конфликтов, всплывающих в управленческой сфере.

По способу выражения правовые формы госуправления классифицируются на:

  1. письменные;
  2. устные.

Главной формой госуправления выступает письменная форма. Она используется в процессе решения управленческих вопросов, которые требуют письменного оформления действий субъекта госуправления, что влечет за собой юридические последствия. Суть этой формы госуправления заключается в подготовке и принятии соответствующими органами исполнительной ветви власти правовых актов управления (нормативных и индивидуальных), а также оформлении управленческой документации (протоколы, акты, справки и др.).

К устной форме госуправления прибегают в установленных правовыми нормами случаях в процессе решения вопросов оперативного характера. И заключается она в создании устных приказов, распоряжений и команд, которые тоже влекут за собой юридические последствия.

От правовых форм госуправления следует отличать действия организационного характера, а также материально технические операции, используемые в процессе госуправления.


Оставьте комментарий