Понятие государства и государственной власти. Структура государственной власти и ее функции

Понятие государства и государственной власти. Структура государственной власти и ее функции


ponyatie-gosudarstva-i-gosudarstvennoj-vlasti.-struktura-gosudarstvennoj-vlasti-i-ee-funkcii

Понятие государства как феномена и его роль в жизни общества

Государство — это специфическая организация политической власти, суверенная и универсальная, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, обладающая территорией, аппаратом принуждения и взимающая налоги, для осуществления внутренних и внешних функций. Исходя из общего определения государства, стоит выделить так называемые функции государства. Знание функций государства позволяет достаточно точно и в полном объёме определить стоящие перед обществом проблемы, выявить социальное назначение государства, а так же знать возможные пути решения и совершенствования проблем, связанных с государством и обществом.

Государство является важной частью жизни общества и на протяжении всего своего исторического пути развития оно выполняло самые различные функции: от тотального контроля всех сфер жизни общества во времена античности до поддержания экономической стабильности в обществе и его частных интересов в плане собственности в эпоху Нового времени.

Современная юридическая наука рассматривает сам феномен государства в статичном виде. Для большинства ученых сама сущность государства остается неизменной на протяжении всего его многовекового развития. За последние несколько лет в современной юридической науке появилось немало идеологических мифов, которые выдвигаются в качестве научных открытий. В том числе это мифы, связанные с определением «государства», его признаками и свойствами.

В советское время при рассмотрении феномена государства использовался формационный подход, который мы и сегодня изучаем в рамках общих постулатов дисциплины «Теория государства и права». Согласно данному подходу, все страны проходят пять общественных формаций – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, включавшую в себя социализм, который по мнению В.И. Ленина является государственно-капиталистическая монополией, обращённой на пользу всего народа, и, следовательно, при котором ещё существует государство, и непосредственно коммунизм, при котором государство отмирает. «Об империализме говорят все. Но империализм есть не что иное, как монополистический капитализм». Государство, по мнению классиков марксизма-ленинизма, было аппаратом подавления одного класса другим, и существовало при рабовладельческой, феодальной, капиталистической и первой стадии коммунистической формации (социализме). При первобытно-общинном строе (первобытный коммунизм) и полном коммунизме государства не существует. Данный подход страдает существенными недостатками.

В первую очередь вышеперечисленные социально-экономические формации проходили не все государства. Несмотря на то, что советская юридическая и историческая наука пытались подстроить под данную концепцию Россию, в истории нашей страны отсутствует рабовладельческий период (в Древней Руси хотя и присутствовали холопы на правах рабов, но они не играли существенной роли в экономике). Кроме того, далеко не все формационные стадии могут быть обнаружены и в историческом развитии и таких стран, как, например, США, Франции, Индии и многих других.

Следует так же отметить, что ключевые признаки одной формации могут присутствовать и в рамках другой формации. Ф.Ф. Энгельс в работе «Принципы коммунизма» пишет: «Трудящиеся классы, в зависимости от различных ступеней общественного развития, жили в различных условиях и занимали различное положение по отношению к имущим и господствующим классам. В древности трудящиеся были рабами своих хозяев, подобно тому как они являются рабами еще и теперь во многих отсталых странах и даже в южной части Соединенных Штатов. В средние века они были крепостными дворян землевладельцев, каковыми остаются и по сей день еще в Венгрии, Польше и России. Кроме того, в городах в средние века, вплоть до промышленной революции, существовали ремесленные подмастерья, работавшие у мелкобуржуазных мастеров, а с развитием мануфактуры стали постепенно появляться мануфактурные рабочие, которых нанимали уже более крупные капиталисты». Однако как в древности, так ещё и в XX веке трудящиеся могли быть в рамках одной экономической формации как и рабами, так и рабочими.

Например, в Великобритании, Франции, Голландии, Бельгии, Португалии в XIX веке, в период «классического капитализма», число рабов в колониях было на порядок больше, чем занятых во всех отраслях экономики метрополий рабочих.

После распада СССР на смену одним мифам пришли другие. Примером может служить миф о правовом государстве, который довольно активно продвигался С.С. Алексеевым. По его мнению, правовое государство имеет следующие принципы: приоритет права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Ученик и продолжатель дела С.С. Алексеева Ф.М. Раянов так определяет правовое государство: «Это правовая (справедливая) организация государственной власти в высокоцивилизованном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственноправовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах» [Раянов]. Данный миф имеет как ложные посылки в своих основах. Небезынтересно, что распространением данного мифа занимаются те же самые люди, которые до 1991 года распространяли формационные конструкции мифологического свойства.

Определение Ф.М. Раянова, по мнению А.С. Курдас, подходит фантастическому государству, нежели реально существующему или когда-либо существовавшему государству. Если рассмотреть его в исторической перспективе, то оно больше подходит не Российской Федерации, существующей с 1991 года, а СССР. Действительно, при Брежневе в СССР справедливости было больше (при всех недостатках), общество было культурнее, а государственные институты действовали в народных интересах чаще, чем в Российской Федерации или во многих других современных государствах.

В функциях государства отражаются основные цели и задачи, стоящие перед ним. Цель — это то, к чему стремится государство, а задачи — это проблемная ситуация с явно и заранее поставленной целью. Так же задачи являются предпосылками функций государства. К примеру, если целью является построение правового государства, то одной из задач будет являться предоставление гражданам свободного доступа к источникам нормативно-правовых актов. Таким образом, в отечественной юридической науке XX века поиски адекватного определения государства сопровождались активным внедрением в научные исследования и учебный процесс различных мифологических конструкций


Понятие и структура государственной власти. Формы правления и типы государственного устройства

Государственная власть представляет собой организацию политической власти, которая содействует осуществлению конкретных общественных интересов в пределах конкретной территории. Признаками государства являются наличие публичной власти, суверенитет, гражданства, аппарата управления и принуждения.

Свою особую структуру и объем полномочий имеет каждый орган государственной власти, отличающих его от других государственных органов, но они все вместе выступают как единое целое, единая государственная власть, которая осуществляет функции государства.

Участие в делах государства могут принимать граждане, но персональную ответственность за эффективность своей работы несут должностные лица и государственные органы.

Орган государства выступает Первичным элементом механизма государства. Государственный орган представляет собой звено государственного аппарата, осуществляющее определенные функции государства и наделен в этой связи властными полномочиями.

Государство устанавливает права, обязанности, объем ответственности органов государственной власти, а также государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить. Создается государственный орган только государством и может действовать от его имени.

Государственный орган является основным структурным элементом государственного аппарата. Каждый орган входящий государственную власть это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, который осуществляет строго определенные функции которые регламентируются законодательством.

Характерные качества органов государственной власти, позволяющие отличить их от других органов негосударственных общественно-политических организаций:

Во-первых, это порядок организации и деятельности органов государства который основан на единстве правовых принципов, которые закрепленны в конституции страны и других законодательных актах.

Во-вторых, органы государства наделены государственно-властными полномочиями для выполнения возложенных на них функций и задач.

В-третьих, существует тесная обратная связь функциями государства органами государственной власти.

В-четвертых, органы государственной власти для обеспечения возложенных функций и задач органы государства располагают необходимыми материальными средствами.

В государственный аппарат входит система органов государственной власти, посредством которой осуществляется государственное управление обществом. Органы государства взаимосвязаны общими правовыми принципами, выполняют задачи и функции государства руководствуясь своими полномочиями, имеют единую правовую базу, а порядок их организации и деятельности определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами. Органы государственной власти выступают от имени государства, представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Органы государственной власти решают конкретные задачи, выполняют свои функции в определенных областях общественной жизни и таким образом органы государственной власти участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций.

Выделяются следующие признаки государственных органов:

1) самостоятельный элемент механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов, подзаконных актов);

4) выполняет свойственные только ему функции и задачи, использует для этого соответствующие методы и формы;

5) соответствующая компетенция (круг ведения);

6) в его состав входят государственные служащие, подразделения (управления, отделы, канцелярии, аппарат), скрепленные единством целей, для достижения которых образованы;

7) необходимая материальная база (транспорт, здание, оргтехника) и финансовые средства (необходимые денежные ресурсы, расчетный счет в банке), требуемые для осуществления целей и задач;

8) обладание определенным правовым статусом, в котором отражены положения государственного органа и его конкретное социальное содержание;

9) выступает в качестве юридического лица в процессе реализации имущественных прав, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом и приобретать, осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде от своего имени;

10) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

По способу возникновения государственные органы подразделяются на первичные (избираемые народом). К первичным органам государственной власти относятся представительные органы государственной власти РФ и субъектов в составе РФ,

Президент РФ, глава субъектов РФ. Могут быть образованы двумя способами:

— в порядке наследования (наследственная монархия);

— путем избрания в установленном порядке, получая властные полномочия от избирателей (представительные органы).

К производным государственным органам относят Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

По территориальному признаку или объему властных полномочий органы государственной власти подразделяются на высшие и местные или на федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ.

По характеру компетенции или по широте органы государства бывают общей (Президент РФ, Правительство РФ) и специальной компетенции (Министерство здравоохранения, Министерство образования).

По порядку реализации полномочий государственные органы делятся на коллегиальные (Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов РФ) и единоличные ((единоначальные) Президент РФ, глава субъекта РФ).

По срокам полномочий государственные органы подразделяются на постоянные (создаются без ограничения срока своего действия) и временные (для выполнения краткосрочных целей и задач, например чрезвычайные ситуации).

Органы законодательной власти в их функции входят утверждение бюджета страны и изменений в налогообложении, ратификация международных соглашений и договоров. Парламент это общее наименование законодательного органа.

Законодательная власть в России представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в него входят Государственная дума и Совет Федерации. Президентская форма правления — президент и парламент избираются независимо друг от друга, законопроекты. Которые прошли через парламент, утверждаются президентом (имеет право роспуска парламента).

Парламентская форма правления — верховная власть. Одна из функций это выборы президента. Представительный характер Федерального Собрания в представлении народа РФ и является его легитимным представителем.

Принятие нормативно-правовых актов (законов), обладающих высшей юридической силой является основной функцией Федерального Собрания. Органы судебной власти. Судебная власть РФ представлена соответствии с теорией разделения властей и систему судебных органов государства, которые осуществляют правосудие. В РФ правосудие может быть осуществлено только судом.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации.

Контрольно-надзорные органы (Прокуратура РФ, Счетная палата РФ и другие государственные органы, которые осуществляют контрольно-надзорные функции.), выполняют постоянный контроль и надзор за правильным применением и реализацией норм права в различных различными организациях, учреждениях, предприятиях, а также за должностными лицами и гражданами.

Единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, которые действуют на территории РФ, является прокуратура РФ.

Для обеспечения единства, верховенства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, Прокуратура РФ осуществляет:

— надзор за исполнением законов государственными комитетами, федеральными министерствами, и другими федеральными органами исполнительной власти, законодательными, исполнительными органами субъектов РФ, органами контроля, органами местного самоуправления, органами военного управления и их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за тем чтобы соблюдались права, свободы человека и гражданина государственными комитетами, федеральными министерствами, службами;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, которые исполняют наказание, применяют меры принудительного характера назначенные судом;

— надзор за координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры:

— осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, в строгом соответствии законами;

— должны действовать гласно и не противоречить требованиям законодательства РФ;

— информировать федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Контрольно-надзорные органы выявляют нарушения правопорядка и законности, применяют санкции к правонарушителям либо ставят вопросы перед компетентными органами об уничтожении допущенных нарушений и привлечении к юридической ответственности виновных лиц.

Структура — это относительно устойчивые связи элементов, образующие целое.

Структура государственной власти — это внутреннее строение тех элементов, из которых она состоит. Структура государственной власти осуществляется государственными органами (государственный аппарат). Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, которая представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы, которые в свою очередь образуют законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти.

Для государственной власти функционально предназначены такие функции как: законотворчество, исполнение законов и отправление правосудия.

В связи с особой значимостью и важностью для общества, работа государственного аппарата представляет собой установление статуса неприкосновенности для лиц, которые принимают политические решения. Ими могут быть: президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты. Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих.

Данный статус в свою очередь предусматривает, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, а с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты. В учреждениях государственного аппарата существует институт отставки. В него входит создание специального порядка и процедур замещения и отстранения от должностей конкретных специалистов в интересах государства и его политики на основе законодательства.

Далее рассмотрим структуру государственной власти. В структуре государственной власти выделяют следующие элементы. Первым элементом является — субъект государственной власти, вторым – объект государственной власти, третьим – источники власти, четвертым – функции власти и пятым — властные ресурсы. Структуру государственной власти можно изобразить следующим образом.

Рассмотрим более подробно каждый из структур государственной власти.

1. Субъект государственной власти представляет собой лицо, которое является носителем государственно-властных полномочий.

2. Объект государственной власти представляет собой как конкретного человека или общество в целом, которые в свою очередь направлены на исполнение государственно-властных полномочий со стороны субъекта государственной власти.

3. Содержание государственной (функции) власти представляет собой совокупность общественных отношений в сфере реализации государственной власти.

4. Источники, средства, приемы и способы осуществления государственной власти обладают общим, внутренним порядком отношений между субъектами и объектами государственной власти.

5. Ресурсы государственной власти представляет собой конкретные факторы, с помощью которых реализуются государственно-властные полномочия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, структура государственной власти, равным образом включает в себя: субъект государственной власти, объект государственной власти, содержание отношений при реализации государственной власти, средства, приемы и способы осуществления государственной власти, властные ресурсы.

Форма государства включает в себя три составных элемента, указывающих на функционирование права и государства. Элементы, составляющие форму государства это форма правления, которая обозначает принадлежность власти; форму государственного устройства, устанавливающая соответствия страны в его полных и единичных элементах; политический режим, где комплекс способов и методов реализации в стране государственной власти и управления.

Под формой правления понимается порядок образования организаций высших органов государственной власти, их взаимоотношения и какую значимость играет общество в их деятельности и развитие. Одинаковые типы государств могут быть различаться формами правления. Главными формами правления является монархия и республика. При монархической форме правления верховная государственная власть принадлежит монарху, единолично правящему, главной особенностью которой является наследственный характер передаваемой власти, а также бывает два вида монархии: конституционная и абсолютная. Республиканская форма правления отличается тем, что власть реализовывается выборными органами, избранными на определенный срок, а виды составляющие подразделяются на президентскую и парламентскую республику.

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, где разделение территории государства осуществляется на составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства бывают трёх видов: унитарные, федеративные, конфедерации, ранее существовали и иные формы государственного устройства, такие как империи и протектораты.

Унитарные государства  это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т.д.). Основные признаки, составляющие унитарное государство, — это: наличие одно уровневой системы законодательства; подразделение на административно-территориальные единицы; а также наличие не более одного гражданства. Все унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Основные признаки Федерации это: наличие двухканальной системы налогообложения; существование двухуровневой системы государственных органов; а также немаловажный признак — это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств.

Классифицирование Федерации заключается в следующих принципах: по принципу формирования субъектов, административно-территориальным признакам, национально государственным признакам и смешанные. Согласно правовым основам они разделяются на условные и конституциональные федерации.

По равноправию статусов бывают инвариантные или несимметричные конфедерации.

Конфедерация — это объединение, то есть временный союз государств, созданный для совместного решения задач в разных сферах, так же она не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают три вида конфедераций: межгосударственные союзы, содружества, сообщества государств.

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления, включающая в свой состав 85 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства. Основная религия православие. Россия является светским государством, а это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.


Тоталитаризм как наиболее «жесткая» форма осуществления государственной власти

Впервые о тоталитарных режимах было упомянуто в двадцатых годах XX века. Основоположником рассматриваемого явления главным образом считают Бенито Муссолини (некоторые авторы – Дж. Джентиле), тем не менее, предпосылки тоталитарного режима лежат гораздо глубже.

Основной отличительной чертой тоталитарного режима считается то, что политическая структура основывается на партийной идеологии. Именно одной единой партией формируется тоталитарный режим в государстве. Государство в такой обстановке постепенно становится инструментом правящей партии, а все ведущие институты государства становятся главными орудиями реализации идеологической власти. Все органы государственной власти теснейшим образом переплетаются с партийными органами и дублируют их. Партийная идеология целиком подчиняет государство и является основной составляющей государственной системы власти.

При тоталитаризме существенно повышается значение идеологии в повседневной жизнедеятельности граждан государства. Целесообразно обозначить, что тоталитарное государство формирует свою, индивидуальную, автономную и самодостаточную идеологию и культуру, которая главным образом ориентирована на гражданина и ставит перед собой цель поддержания стабильности в стране. Пропаганда, которая осуществляется в тоталитарном государстве, формируется единоличной партией и становится государственной идеологией всего государства в целом. При этом провозглашенной идеологии придается официальный статус, посредством правового регулирования, формирования системы законодательных актов, а также обеспечивается государственным принуждением. Данная форма пропаганды и идеологии пропитывает собой все сферы жизнедеятельности общества, государство действует на базе данной идеологии как во внутренней, так и во внешнеполитической среде.

Целесообразно рассмотреть также и признаки тоталитарного государства.

Во-первых, прослеживается полная монополизация власти одним политическим лидером. Глава государства сосредотачивает в себе всю полноту власти, систему законодательной и исполнительной власти, при этом, система судебной власти утрачивает свою автономность. Находящийся на вершине тоталитарной машины правитель мнит себя вождем всего народа. На пути к абсолютной власти не исключается и кардинальные изменения в государственном устройстве.

Захватив всю полноту власти, новый правитель создает собственную властную структуру. Все значимые посты в правительстве замещает на угодных себе лица. Неугодные новому правителю государственные чиновники смещаются со своих должностей.

Следующим признаком тоталитарного государства является целеустремленность к уничтожению многопартийности в стране, установлении господства единственной политической партии в социуме. Однопартийная система дает возможность внедрить в социум единую идеологию, которая призвана поддерживать и защищать интересы правящей политической верхушки. При такой системе государственного устройства исключается возможность образования оппозиции, а в случае ее возникновения жестко подавляется и преследуется.

В качестве третьего признака тоталитарного режима выступает формирование широких общественно-политических движений, которые способны обеспечить данному режиму массовую социальную поддержку.

Подобного рода движения внедряют в массовое сознание тоталитарную идеологию, помогают тоталитаризму укрепляться, поддерживать полный контроль над многоплановыми проявлениями гражданской жизни, образуют положительное отношение к действующей в государстве власти со стороны населения. При помощи обширной системы устрашения и активистов данных движений в социуме нагнетается атмосфера подозрительности и шпиономании.

Массовый характер общественно-политических движений наделяет тоталитарный режим больной системой народовластия, демократичности, гарантирует ему устойчивость.

Следующий признак тоталитарного режима – это государственно направляемый террор, при помощи которого действующая в стране власть стремится добиться всеобщей лояльности со стороны населения. Параллельно с тотальной пропагандой террор распространяет всеобщее насилие, которое вызывает у граждан чувство страха и неуверенности в своих силах.

Репрессивные действия государственных карательных структур направляют все усилия на оппозиционно настроенных граждан. Постепенно террор достигает общенационального размаха. Чувство незащищенности отдельного человека перед государственной машиной становится настолько явным, личная безопасность оказывается ничтожной, что наступает паралич индивидуальной воли, прослеживается трусость, предательство и подозрительность в обществе.

Пятым признаком считается стремление тоталитарного государства к формированию замкнутой, обособленной экономической машины, которая находится под жестким, централизованным контролем государства. Строго централизованный порядок экономической жизни требуется правящей верхушке для того, чтобы иметь неограниченный доступ к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для реализации тех или иных волевых решений, проектов, а также для того, чтобы максимально повысить экономическую зависимость людей от тоталитарного государства.

Таким образом, тоталитарный режим характеризуется жестким контролем всей системы жизнедеятельности общества. Абсолютно все сферы государственного устройства находятся под абсолютным контроле определенной верхушки власти, стремящейся различными способами укрепить и укоренить свое доминирующее положение в политической системе государства.

Оставьте комментарий