Правовой статус органов местного самоуправления

Организационно-правовой статус органов местного самоуправления



Органы местного самоуправления — это …

Среди теоретиков государства и права распространённым является мнение о том, что власть государства представляет собой такую форму социальной власти, которая подразумевает поддержание, посредством осуществления деятельности определённых структур, единства социума, изначально неоднородного по своему составу. Таким образом, государство представляет собой своего рода механизм, за счёт которого общество, существующее в пределах государственных границ, живёт гармонично и вследствие этого имеет возможность развиваться. В свою очередь, органы государственной власти представляют собой коллектив лиц, который был основан по инициативе государства; в задачи такого коллектива, обладающего статусом организации, т.е. юридического лица, входит выполнение в той или иной области общественной жизни государственных функций. Любой орган имеет конкретный функционал в структуре определенной ветви власти государства. Функции, цели и методы деятельности всех властных органов государства регулирует действующее законодательство, и в первую очередь основной закон государства – Конституции.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление. В соответствии с действующим законодательством решение вопросов местного значения на территориях муниципальных образований осуществляется непосредственно населением, а также через органы местного самоуправления. Полноценным и эффективным местное самоуправление является через систему взаимодействия органов местного самоуправления с народом.

В ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г. и ратифицированной Федеральным Собранием Российской Федерации 11 апреля 1998 г., «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов МСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Местное самоуправление можно рассматривать как:

а) одну из основ конституционного строя;

б) форму народовластия;

в) элемент правового статуса гражданина.

Органы местного самоуправления — это элемент системы местного самоуправления. Но при этом органы местного самоуправления образуют свою систему — это определенным образом упорядоченная и стабильная форма взаимосвязи органов местного самоуправления, сложившаяся в отдельном муниципальном образовании.

Понятие «взаимодействие» означает:

— наличие взаимной связи, взаимной обусловленности;

— наличие согласованных действий при выполнении общих задач;

— воздействие объектов друг на друга, которое является универсальной формой движения, а также развития.

Взаимодействие органов власти необходимо для:

— обеспечения нормального функционирования общества;

— укрепления политической системы;

— защиты прав человека и его охраняемых законом интересов;

— охраны от внешней угрозы целостности государственных границ и государственной безопасности;

— системы стратегического планирования развития государства.


Статус органов местного самоуправления

Если проанализировать нормы Конституции России и федеральные и региональные законы, то можно увидеть двойственность правового статуса органов местного самоуправления, а именно их не относят к государственными органами, но все же их относят к системе народовластия, так как местное самоуправление решают общегосударственные задачи и функции, поэтому они включены органы публичной власти.

В нашей стране органы местного самоуправления относят к юридическими лицам. Они приобретают статус юридического лица в организационно-правовой форме муниципального учреждения. Формирование органов местного самоуправления осуществляются населением или их представителями, которые являются носителями ответственности при ненадлежащем осуществлении полномочий.


Значение и правовые возможности органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления играют особую роль в демократической системе управления государством и обществом, А именно они обеспечивают децентрализацию системы управления, которая делает ее наиболее пригодной к достижению интересов общества на местном уровне с учетом исторических и иных местных традиций.

Значение местного самоуправление для граждан проявляется в том, что оно направлено, прежде всего, на улучшение качества жизни всего населения муниципального образования. Согласно закону органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Принятия управленческих решений в органах муниципальной власти является достаточно сложным процессом. На данный процесс оказывает влияние ряд факторов, среди которых политические, экономические, социальные и культурные.

В соответствии с Конституцией РФ взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления основываются на Уставах субъектов РФ и на законах о местном самоуправлении. Для разрешения проблем местного значения органам местного самоуправления предоставляются следующие основные возможности. К основным из них относятся:

— выполнение программ социально-экономического развития муниципального образования;

— издание актов на муниципальном уровне;

— организация выполнения планов муниципального образования;

— осуществление внешнеэкономических связей;

— размещение муниципального заказа;

— создание специальных тарифных планов на услуги, которые предоставляются муниципальными учреждениями;

— утверждение устава муниципального образования;

— финансирование муниципальных учреждений;

— формирование муниципальных учреждений.

Кроме этого, органы местного самоуправления поселений и городских округов могут привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению общественно важных работ (к примеру, при ликвидации последствий ЧС, и для обеспечения мер пожарной безопасности, для создания общественного отдыха населения и мест отдыха).


Классификация органов местного самоуправления

Самой популярной классификацией является деление органов местного самоуправления на:

1. Представительный орган муниципального образования Главным нормативно-правовым актом, который регулирует деятельность представительного органа местного самоуправления, будет являться его регламент, который должен не противоречить федеральным и региональным законам, и, конечно же, уставу муниципального образования.

В состав данного органа входят депутаты, которые избираются населением путем выборов. Данный орган должен быть в каждом муниципальном образовании, кроме поселений, где численность жителей, которые обладают избирательным правом, меньше 100 человек. При такой ситуации полномочия передаются сходу граждан, члены которого избираются также путем выборов.

Представительный орган местного самоуправления – выборный орган местного самоуправления, который имеет право представлять интересы населения и принимать от его имени решения, которые действуют на территории муниципального образования.

С учетом традиций и государственных отличительных особенностей, представительный орган местного самоуправления может иметь съезд, раду, думу, совет, собрание, собрание представителей и т.п.

Из-за исключительной компетенции представительный орган занимает особое место в системе органов местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления располагаются такие проблемные вопросы как:

1) устав муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) местный бюджет и отчет;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

4) планы и программы развития муниципального образования и установление отчетов об их исполнении;

5) порядок управления и распоряжения имуществом, которое находится в собственности;

6) порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение режима участия муниципального образования в организациях сотрудничества между муниципалитетами;

8) порядок материально-технического и организационного обеспечения работы органов местного самоуправления;

9) надзор за исполнением возможностей по решению вопросов местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами].

Исполнительные органы регионального самоуправления – это органы, которые осуществляют функции, которые должны быть направлены на исполнение федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации и местных нормативных актов, а также наделены уставом муниципального образования своей зоны ответственности. Исполнительным органом местного самоуправления является администрация.

2. Местная администрация. Местная администрация обладает всеми признаками юридического лица. Местная администрация (лат. administratio – управление, руководство) – это исполнительный орган в концепции местного самоуправления, который возглавляет глава муниципального образования.

Он осуществляет следующую организационно-распорядительную деятельность:

— во-первых, исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов;

— во-вторых, разработку проектов бюджета муниципального образования и его исполнение;

— в-третьих, управление муниципальной собственностью;

— в-четвертых, разработку программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение.

3. Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо в органах местного самоуправления.

Глава муниципального образования, как «председатель представительного органа и глава местной администрации». В данной ситуации такая должность возможна в поселениях с населением менее 1000 человек. В данном случае компетенция главы муниципального образования намного шире:

— возможны два способа выборов. Во-первых, с помощью муниципальных выборов, во-вторых, выбирается самим представительным органом из своего состава;

— после выборов или входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя или возглавляет местную администрацию;

— не может, единовременно исполнять полномочия главы местной администрации и полномочия председателя представительного органа;

— исполняет полномочия председателя, если происходит формирование представительного органа муниципального района из глав поселений которые входят в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений.

При подготовке сводного доклада о результатах мониторинга эффективности работы глав администраций используются данные опросов общественного мнения, в том числе с использованием интернет-технологий, доклады глав администраций, сведения профильных органов исполнительной власти области. Мониторинг позволяет системно проанализировать результативность работы муниципальных образований, оценить эффективность принятия решений и определить меры по дальнейшему совершенствованию и развитию местного самоуправления.

Постоянное изменение действующего законодательства вызывает, с одной стороны, недоумение у работников органов местного самоуправления, а с другой – необходимость приведения уставов и нормативных правовых актов в соответствие с законодательством. У них практически не остается времени на работу с населением, правовое просвещение населения. В результате население в большинстве своем воспринимает органы местного самоуправления как представителей государственной власти и предъявляет к ним свои претензии, нередко не входящие в их компетенцию. При этом снижается и активность населения в осуществлении местного самоуправления: они не верят в то, что от них что-то зависит.


Формы осуществления местного самоуправления

Формы осуществления местного самоуправления представлены на рисунке 1.

Формы осуществления местного самоуправления в РФ

Все решения органов местного самоуправления, которые приняты посредством волеизъявления народа или в их компетенции, исполняются в обязательном порядке всеми учреждениями, предприятиями и организациями, органами местного самоуправления и, конечно же, гражданами.

Муниципальное управление на территории поселений сельского типа реализуется в разрезе законодательной, исполнительной и судебной власти муниципального уровня. Законодательная власть муниципального уровня реализуется посредством представительного органа, формируемого в результате муниципальных выборов населением муниципального образования сельского типа.

Исполнительная власть муниципального уровня реализуется посредством исполнительно-распорядительного органа муниципального управления, именуемого администрацией поселения сельского типа.

Также в систему управления поселением сельского типа включается глава сельского поселения. В зависимости от особенностей формирования муниципального управления в сельском поселении глава может возглавлять либо исполнительную, либо законодательную власть.

Совмещение этих полномочий в руках одного лица невозможно. Особенности формирования структуры администрации сельского поселения Администрация поселения сельского типа имеет достаточно динамичную структуру, определяемую, как правило, представительным органом муниципального управления. Обычно структуру администрации поселения сельского типа представляет на утверждение в представительный орган муниципального управления глава администрации сельского поселения.

Под структурой администрации сельского поселения понимают систему должностных лиц и органов муниципального управления исполнительно-распорядительного характера, реализующих муниципальное управления на территории сельского поселения. Состав структуры администрации поселения сельского типа включает в себя ряд типичных элементов. В число таких элементов включаются следующие:

— руководящее звено администрация поселение сельского типа, в состав которого включаются: должностное лицо, находящееся во главе администрации поселения сельского типа. В российской практике муниципального управления данную должность можно замещать одним из двух способов: либо посредством выбора высшего должностного лица поселения сельского типа, либо посредством найма управляющего, действующего на основании трудового контракта, заключаемого на определенный срок; заместители должностного лица, находящегося во главе администрации поселения сельского типа, которые призваны обеспечивать полноту реализации его полномочий;

— особое место в системе заместителей занимает первый заместитель главы администрации поселения сельского типа. Система структурных подразделений администрации поселения сельского типа, находящихся в подчинении главы администрации или его заместителей или друг друга.

Подразделения администрации сельского поселения делятся на два виды:

— отраслевого назначения, реализующие муниципальное управление по отдельным отраслям муниципальной деятельности, к примеру, управление образованием, здравоохранением, транспортом и так далее;

— функционального назначение, призванные исполнять определенные функции в любых отраслях муниципального управления, к примеру, экономические службы, финансовые органы, органы управления муниципальной собственностью и так далее; Аппарат администрации, который обеспечивает и организует ее деятельность. В состав аппарата администрации включаются такие службы как служба кадрового обеспечения, информационная служба, юридическая служба, отдел делопроизводства, отдел по работе с обращениями населения, бухгалтерия и прочие; Территориальные органы муниципального управления. Как правило, структура администрации поселения сельского типа имеет линейно-функциональное построение, поскольку ориентирована на принятие решений, обеспечивающих взаимодействие отраслевых, то есть линейных, и функциональных структурных подразделений. Отраслевые структурные подразделения выступает в качестве инициаторов принимаемых решений, а функциональные – обеспечивают их экспертизу и согласованность.

Местное самоуправление — это наиболее близкий к жителям уровень власти, его работа напрямую влияет на повседневную жизнь людей. В настоящее время состояние местного самоуправления в российских регионах не соответствует современным требованиям и усугубляется множеством проблем, существенно снижающих возможности укрепления муниципальной автономии:

— недостаток финансовых средств, выделяемых для исполнения закрепленных полномочий;

— низкая эффективность управления со стороны местных органов власти как следствие проводимой реорганизации;

— отсутствие необходимых организационных и материально-технических условий для функционирования муниципальных органов власти;

— слабый уровень профессиональной подготовки кадров;

— необходимость уточнения перечня вопросов входящих в компетенцию органов местного самоуправления, так как многие из них могут быть отнесены к государственным вопросам (охрана общественного порядка, социальная поддержка населения, содержание дорог, содействие занятости населения) [49].

При этом, ряд современных политологов и экономистов, отмечают, что строительство властной вертикали «загоняет в угол» местное самоуправление, превращая его в филиал региональных институтов власти. По оценкам многих экспертов, общественников и предпринимателей, сложившаяся ситуация не только не способствует развитию, но и тормозит решение накопившихся проблем. Реализуемые в муниципальных образованиях проекты не учитывают пожелания горожан, зачастую, имеют политическую подоплеку и навязаны «сверху».

Таким образом, местное самоуправление представляет собой разновидность общественной власти, которая реализуется в определенных управленческий формах. Согласно действующему законодательству в обязанности органов государственной власти субъектов РФ входит обязанность по созданию всех необходимых условий, способствующих развитию местного самоуправления, а также указанные органы обязаны оказывать ему должное содействие в осуществлении и реализации его функций, и полномочий.

Оставьте комментарий