Формы взаимодействия ОМСУ с населением

Формы взаимодействия органов местного самоуправления с населением



Значимость взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В Российской Федерации особую социальную значимость в настоящее время приобретают вопросы, которые связаны с увеличением ростом производительности деятельности, а также с качеством работы органов муниципальной власти с населением.

Тема взаимодействия органов власти с населением на местном уровне приобретает всё большее значение по мере развития института местного самоуправления в Российской Федерации, ведь именно на местном уровне происходит непосредственное соприкосновение интересов общества и государства. Политика федеральных властей в отношении местного самоуправления выделяет расширение вовлечения населения в процесс местного самоуправления в качестве одного из приоритетов.

Все решения государства, которые касаются интересов гражданин, проходят через местные органы власти. Местное самоуправление, невзирая на то, что в публичной власти РФ занимает независимую позицию, не выходит из государственного управления. Однако не следует считать достаточно устойчивой систему органов власти до того момента, пока она не будет подкреплена самоуправлением.

Власть развивается, прежде всего, в системе иерархических общественных отношений. Однако в условиях развития демократии, становления гражданского общества отношение власти к населению только как к объекту подчинения себя исчерпало. Наиболее эффективной, по нашему мнению, формой взаимодействия органов власти и управления с гражданами становится модель диалогового общения, когда общество представляется как партнер.

Достижение прогресса в социально-экономическом развитии муниципальных образований, в повышении качества жизни людей возможно при участии всех элементов существующей системы местного самоуправления и гражданского сообщества. Все компоненты этой системы взаимосвязаны и грамотное управление преобразованиями на всех уровнях власти принесет желаемый эффект. Решение большинства социальных проблем и преодоление социальных конфликтов возможно только в условиях консолидации усилий и взаимовыгодного взаимодействия со стороны органов власти, предпринимательства и общественных организаций.

В российском законодательстве на сегодняшний день объективно выделяется значительная совокупность законов, которые регулируют отношения местного самоуправления, закрепляющих отечественную модель местного самоуправления как основы конституционного строя страны, однако законодательство о местном самоуправлении не сложилось еще в четко отлаженную систему и из-за этого существуют проблемы реализации гражданами своих прав касаемо местной власти.

К большому сожалению, сегодня движение к реальному местному самоуправлению в России идет медленно и довольно извилистым путем. Проблемы реализации взаимодействия органов местного самоуправления с населением можно разделить на две большие группы: проблемы законодательного регулирования и, собственно, проблемы практического осуществления населением власти на местном уровне. Проблемы законодательного регулирования местного самоуправления касаются таких важных вопросов, как противодействие коррупции в органах местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц перед  населением, финансовое обеспечение, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере местного самоуправления и т.д.

Структура органов местного самоуправления представлена представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования), контрольно-счетным органом муниципального образования, иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, которые предусмотрены уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями в рамках решения вопросов местного значения.

По состоянию на сегодняшний день органы местного самоуправления стараются быть максимально приближенными к населению, максимально подотчетны ему, в связи с этим в рамках реализации их ежедневной деятельности большое внимание уделяется обратной связи с населением, поэтому она должна быть четко отлажена и должна обеспечивать наличие постоянного контакта с избирателями, налогоплательщиками, представителями местных сообществ.

Реализация демократических принципов муниципального управления производится посредством определенных методов и инструментов. Непосредственная (прямая) демократия осуществляется методом непосредственного участия народа в формировании органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения, общественной политической жизни посредством участия в выборах, референдумах. Выборы осуществляются в ходе формирования органов местного самоуправления. Референдумы организуются в ходе решения общественных вопросов муниципального образования.

Партиципарная демократия осуществляется посредством контроля и оценки результатов работы системы органов местного самоуправления. Представительная демократия выражает опосредованное участие народа в нормотворческой деятельности и принятии решений представительного органа местного самоуправления по вопросам местного значения. Кроме того, реализация права граждан на участие в решении вопросов местного значения производится посредством обращений и предложений граждан. Приведенные формы взаимодействия граждан с органами власти позволяют населению в полной мере участвовать в местном самоуправлении.

Субъектами процесса взаимодействия с представителями органов власти могут выступать граждане и общественные организации. Обычно инициатором данного взаимодействия является гражданин, который имеет какие-либо проблемы или просьбы. В качестве субъекта процесса взаимодействия также могут выступать хозяйствующие субъекты (предприятия, организации).


Способы взаимодействия населения с органами власти

В законодательстве указано множество способов взаимодействия населения с муниципальной властью. Так, взаимодействие осуществляется путем:

— проведения местного референдума;

— муниципальных выборов;

— голосования;

— схода граждан;

— проявления правотворческой инициативы населения;

— работы территориального общественного самоуправления;

— публичных слушаний;

— собраний, опросов, а также в процессе обращения граждан в органы местного самоуправления и т.д.

Конечно, чем чаще проявляется интерес граждан или их объединений к применению различных форм прямой демократии, тем эффективнее будет развиваться институт местного самоуправления, и тем более устойчивым становится местное население.

Одной из форм народовластия, имеющих особое значение, выступает местный референдум. Однако данная форма является достаточно сложной процедурой и требует существенных материальных затрат.

Наиболее простым и доступным способом взаимодействия местной власти и населения представляется организация встреч с населением. Чаще всего такие встречи касаются обсуждения каких-либо предполагаемых правовых актов, решений с привлечением средств массовой информации, а также общение с представителями местного сообщества.


Принципы взаимодействия органов местного самоуправления с населением

Взаимодействие с общественностью основываются на следующих принципах:

­ — открытость социальной информации;

­ — взаимная выгода субъекта управления и общественности;

­ — опора на общественное мнение, уважительное отношение к мнению простых людей.

Формами обеспечения гласности в работе органов местного самоуправления являются: отчетность депутатов и выборных должностных лиц перед населением, встречи с избирателями, выступления в средствах массовой информации. Гражданам предоставляется возможность на получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.

Под принципом гласности понимается создание в деятельности органов местного самоуправления необходимых условий для участия граждан в контроле за работой муниципальных органов, в решении вопросов местного значения. Население реализует права на правотворческую инициативу в вопросах отнесенных к местному значению.

Процесс взаимодействия муниципальной власти с местным сообществом имеет социальные основания, к которым можно отнести: дифференцированность и общность интересов, базовую нормативно-ценностную систему сознания общности, общие атрибутивные и поведенческие черты образа жизни, согласованные со здравым смыслом и опытом традиционные формы и способы поддержания порядка и баланса дифференцированных запросов, конвенциальные формы социального контроля и т. д., оптимальное сочетание обоюдной пользы в реализации задуманного.

Равноправный диалог между властью и обществом – это залог социального и экономического развития территории, следовательно, «успех реализуемой политики зависит от степени доверия и уровня поддержки широких слоев общественности», данной позиции придерживаются О.В. Матвеюк О.В. и А.И. Булавкина.

Работа депутата с населением осуществляется, как правило, в следующих формах:

— рассмотрение обращений, заявлений жителей, проживающих на территории избирательного округа на заседаниях представительного органа либо на заседаниях депутатских комиссий (постоянных или временных), при этом возможно присутствие заявителя на заседании;

— личный прием населения на территории своего избирательного округа;

— регулярные встречи депутата с жителями в избирательном округе;

— отчетов депутатов представительного органа перед избирателями, проводимых не реже 1 раза в год, а также информирование избирателей о своей работе через средства массовой информации. В соответствии с Федеральным законом № 131 – ФЗ, уставами муниципальных образований представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования подконтрольны и подотчетны населению;

— формирование актива жителей (общественных помощников, старших по домам, членов территориального общественного самоуправления и т. п.) для непосредственного осуществления общественного муниципального контроля;

— участие в работе муниципальных и негосударственных общественных организаций по вопросам, затрагивающим интересы жителей;

— личная инициатива депутата по решению проблем жителей, выявленных им самостоятельно.


Технологии взаимодействия с населением в органах местного самоуправления

В органах муниципальной власти, как правило используются различные технологии взаимодействия с населением, основными из таких технологий являются:

публичное разъяснение решений и действий организации. Эта задача заключается в широкой разъяснительной работе при возникающей необходимости о принятых решениях или действиях органа власти, объясняющее причины и следствия таковых;

организация и проведение пресс-конференций и брифингов. Данная задача связана с необходимостью масштабного извещения общества посредством СМИ о деятельности, ее итогах и перспективах (прессконференция) или же о конкретных действиях или решениях (брифинг) органов государственной власти;

­- организация публичных выступлений и выступлений в СМИ руководства. Суть этой задачи заключается в своевременной и грамотной подготовке соответствующих материалов для публичных выступлений руководства органа, а также в средствах массовой информации.

ведение корпоративного и официального сайтов. Данная задача заключается в разработке и обслуживании соответствующих сайтов  с необходимым подбором и обновлением информации;

­- работа с блогами. Блогосфера на данный момент является объектом пристального внимания в политической сфере и в работе государственного аппарата;

круглый стол. Данная технология заключается в организации коллективного обсуждения какой либо темы или проблемы, а ценность этой технологии определяется тем, что она позволяет разработать предложения и рекомендации по реализации наиболее значимых для территории программ развития. По сути, он является переговорной площадкой власти и общественности, информационным инструментом для обеих сторон;

конкурс гражданских и общественных инициатив. Данный механизм позволяет стимулировать гражданскую активность и поддерживать гражданские и общественные инициативы. Первоочередной целью проведения конкурса является содействие развитию институтов гражданского общества. Кроме этого, использование данной технологии предоставляет общественности возможность реализовать свои идеи.


Формы взаимодействия

Исследование теоретических аспектов по вопросам взаимодействия населения с органами местного самоуправления, позволило определить следующие формы такого взаимодействия:

1. Взаимное информирование. В первую очередь данная форма может быть реализована с помощью муниципальных СМИ, в которых размещается информация о результатах работы органов власти, об управленческих решениях, принятых ими. Встречи с населением позволяют органам власти выявить общественные проблемы и ожидания.

2. Общественное участие. Представители инициативной общественности могут организовывать слушания по интересующим их вопросам.

3. Социальное партнерство. Органы местного самоуправления и местное сообщество совместно выполняют определенные проекты, направленные на улучшение условий жизни населения.

4. Делегирование полномочий. Органы местного самоуправления могут передать часть своих полномочий (например, вопросы благоустройства) общественным организациям (в качестве которых могут выступать ТОСы) с соответствующим финансовым обеспечением.

Несмотря на то, что муниципальные власти в большинстве случаев готовы сотрудничать с гражданами, взаимодействие местной власти и жителей по факту не всегда осуществляется в достаточной мере и не всегда является эффективным. Такое положение дел обусловлено низкой гражданской активностью, «недостаточной ответной готовностью граждан участвовать в формировании органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения, в общественно-политической жизни своих территориальных сообществ.

На рисунке 1 представлен процесс коммуникационного взаимодействия муниципальной власти и местного сообщества.

Процесс коммуникационного взаимодействия муниципальной власти и местного сообщества

Будучи продолжением государственно-региональной политики, муниципальная власть привычно использует управленческий механизм в основном для реализации общих задач муниципального образования через исполнение решений, соотнесенных с региональной «линией» власти; непосредственные инициативы местного населения, и без того крайне слабо проявляющиеся, не служат фактором развития локальных территорий.

В условиях реформирования институтов публичной власти развитие местного самоуправления является одной из первоочередных задач правовой политики Российского государства. Одним из факторов, оказывающих влияние на решение вышеназванной проблемы, является поиск оптимальной модели взаимодействия органов публичной власти государственного и муниципального уровней в субъектах Российской Федерации. Государственная политика в сфере местного самоуправления является важным компонентом жизнедеятельности общества и формирует соответствующий механизм социально ориентированной публичной власти.

Проблемы взаимодействия общества и власти привлекали и привлекают представителей многих отраслей науки: философов, политологов, социологов, юристов и др. Такое внимание обусловлено тем, что данная проблема затрагивает каждого человека и целые народы и государства. Коммуникационное взаимодействие между органами власти и обществом является сложным явлением. Чаще всего его рассматривают с точки зрения двух подходов, одним из который является структурно-функциональная теория, другим — феноменологические (субъективистские) позиции.

Артемьев Г. В. считает, что «коммуникативное взаимодействие — это процесс взаимодействия между различными субъектами, при котором происходит обмен информацией, он включает в себя динамическую смену этапов формирования передачи, приема, расширения и исследования информации при взаимодействии субъектов коммуникации».

Несмотря на существующие в местном самоуправлении проблемы, Конституция РФ дает широкие полномочия и населению, и органам местного самоуправления на реализацию конституционного права на самоуправление. Проблемы в основном в том, что население не знает своих прав и обязанностей, а у органов местного самоуправления «не доходят руки» до правового просвещения граждан и организации работы по привлечению населения к участию в самоуправлении через широкие формы народовластия, закрепленные в главе 5 Федерального закона № 131-ФЗ. Сегодня важно довести до населения их права и обязанности и оказать содействие в их реализации. И в этом мы видим большую роль институтов гражданского общества и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Таким образом, на сегодняшний день законодательно установлено достаточно большое количество форм взаимодействия и работы с населением в муниципальных органах власти. Однако сам процесс и каждый случай конкретного взаимодействия требует тщательного исследования с целью повышения эффективности все системы местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Выводы

— особая роль местного самоуправления в современном российском обществе определяется, прежде всего, его уникальным местом в системе публичной власти, который позволяет населению самим решать вопросы возникающим на местном уровне формировать и контролировать местную власть;

— различают формы участия граждан в местном самоуправлении, такие как сходы граждан, конференции, опросы, правотворческая инициатива населения. Также «своеобразной формой проявления народной инициативы являются предложения, заявления, жалобы населения муниципального образования, которые позволяют лучше узнать положение дел в той или иной сфере жизни и побуждают к проявлению нормотворческой инициативы;

— повышение ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением было объявлено одной из целей реформы местного самоуправления в России, что и привело к законодательному закреплению данного института. К основным проблемам можно отнести пробельность и противоречивость законодательного регулирования на федеральном уровне, отсутствие необходимого урегулирования процедур в муниципальных правовых актах, отсутствие должных финансово — экономических основ местного самоуправления, дистанцированность органов местного самоуправления от населения и как следствие невозможность эффективного взаимодействия, отсутствие у населения информации относительно реализации своих прав и обязанностей на местном уровне.

Оставьте комментарий