Политическая система современной России: состояние, проблемы, перспективы развития


politicheskaya-sistema-sovremennoj-rossii-sostoyanie,-problemy,-perspektivy-razvitiya

Характеристика политической системы  и положение (роль) политических партий в политической системе России

Основные начала организации и функционирования политической системы современной РФ были заложены в содержании действующей Конституции РФ 1993 года. Так, в соответствии с нормой ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Анализ приведенной характеристики позволяет моментально сформировать представления об основных признаках современной российской политической системы:

— ее демократичность выражается в том, что единственным источников власти в РФ является народ, которому предоставляется право осуществлять соответствующую власть как лично, так и через представительные органы государственной власти и местного самоуправления;

— федеративный характер российского государства обозначает форму текущего политико-территориального устройства: РФ состоит из государственно-подобных образований (республик, краев, областей, и т.д.), лишенных признака суверенитета, присущего для самого государства;

— характеристика Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности;

— понятие «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями.

Кроме того, важнейшей характеристикой политической системы РФ выступает провозглашение идеологического и политического многообразия, позволяющего говорить о наличии многопартийности, а равенстве соответствующих общественно-политических объединений перед законом.

Законодатель определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Главными целями политических партий является формирование общественного мнения, образование и воспитание граждан, выражение мнения по вопросам общественной жизни и доведение его до общественности и органов государственной власти; участие в выборах и в работе представительных органов.

Первая политическая партия — Тори (либеральная партия) была создана в Англии 1678 году. В 1800 году Соединенные Штаты стали первой страной, где начали развиваться политические партии, организованные на национальном уровне для выполнения передачи исполнительной власти от одной фракции к другой с помощью выборов.

Необходимость создания партий отмечали и в дореволюционной России: «… Политические партии сами по себе являются не только полезным, но совершенно неизбежным учреждением… Они упорядочивают ход общественной жизни, борьбы различных убеждений и противоположных интересов». Поэтому государство должно было оказывать им всяческую поддержку. Отрицание права союзов государством рассматривалось как стремление воспрепятствовать росту правосознания общества, а в целом, как отказ от идеалов правового государства.

Политическая партия и государство являются важнейшими элементами политической системы. Между государством и политическими партиями существуют разнообразные формы взаимодействия. Государство – это основное звено политической системы, так как только оно выступает в качестве официального представителя всего общества, только у государства имеется аппарат управления и принуждения, только государство обладает колоссальными материальными и финансовыми ресурсами. Политические партии являются политическими организациями, непосредственно связанными с понятием государственной власти, именно партии, как институт представительной демократии, обеспечивающий целостность и устойчивость политической системы. Только государство осуществляет государственную власть, а политические партии ставят своей целью приход к государственной власти, но вместе с тем, по отношению друг к другу они сохраняют большую автономию. Исключением является тоталитарный режим, при котором нередко происходит слияние государственного аппарата с партийным аппаратом, когда одна партия становится не только правящей, но и государственной.

Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании упорядоченного и контролируемого политического пространства.

Возрастание роли политических партий – характерная черта формирования развития демократии в государстве и общества, это обусловлено следующими факторами: возрастанием политической активности граждан, процессом демократизации властных структур государства, политическим и идеологическим плюрализмом, а также разнообразием форм собственности. Любые меры, принимаемые против политических партий, затрагивают как свободу объединения, так и демократию в стране.

Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий одной из партий обеспечивается правовым регулированием деятельности партий: вступление и пребывание в политической партии является исключительно добровольным (членом партии может быть только дееспособный совершеннолетний гражданин РФ, который подает письменное заявление о вступлении, причем он может быть членом только одной партии и только в одном региональном отделении – по месту постоянного или преимущественного проживания, партии свободно создаются и действуют на основе учредительных документов после их регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц; деятельность партий не должна ущемлять права и свободы человека и гражданина, а решения политических партий не имеют обязательной силы для органов государственной власти.

Перейдем к формам взаимодействия государства и политических партий:

Во-первых, это участие политических партий в формировании выборных органов власти. Основное назначение политической партии – это захват власти. Это предполагает, что все политические партии в той или иной степени участвуют в избирательных кампаниях, выдвигают своих кандидатов в депутаты, реализовывают свою программу, в которой отражаются цели и задачи партии, методы их реализации, позиция политической партии по ключевым вопросам общественной жизни. Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Политические партии также участвуют и в формировании системы органов исполнительной власти в России – практически все руководители регионов являются членами политических партий.

Представители политических партий осуществляют свою деятельность в общественных и совещательных органах – Общественных палатах РФ и субъектов РФ, избирательных комиссиях всех уровней.

Во-вторых, политические партии участвуют в формировании политического курса государства. При этом стоит обратить внимание на оппозиционные партии, нельзя сказать, что их роль мала по сравнению с правящими. Оппозиционные партии имеют определенные возможности для влияния на политическую жизнь путем участия в предвыборных дискуссиях, дебатах. Они выражают свои подходы к решению определенных проблем, опубликовывают предвыборные программы, подготавливают и выдвигают своих лидеров на государственные посты, формируют общественное мнение и при его помощи оказывают влияние на государственные органы и курс политики государства.

В-третьих, это влияние политической партии на правотворческий процесс. Это выражается во внесении законодательных инициатив, направленных на принятие новых законов, изменение или отмену существующих. Право законодательной инициативы реализуется через избранных депутатов – представителей партии в законодательных органах власти. В соответствии с ст. 21 регламента Государственной Думы РФ комитеты формируются на основе принципа пропорционального представительства фракций, что в условиях парламентского доминирования одной партии сводит деятельность комитетов к выражению воли одной политической силы. Стоит отметить, что субъекты РФ вправе наделить правом законодательной инициативы и региональные отделения политической партии.

В-четвертых, это контроль за государственными органами и процессами управления страной.

Государство, в свою очередь, воздействует на политические партии следующим образом:

Во-первых, регулирует посредством нормативных актов правовой статус партий, порядок их регистрации, рамки их деятельности. Статус и деятельность политических партий регламентируются Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 08.08. 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Во-вторых, регламентирует и лимитирует участие политических партий в избирательных кампаниях: путем установления порядка выдвижения депутатов, участия наблюдателей в избирательных кампаниях, в работе избирательной комиссии; государство решает вопрос о конституционности партии через Конституционный суд РФ.

В-третьих, государство контролирует финансовую деятельность партии;

В-четвертых, внешнее регулирование действий партий, внутреннее же регулирование осуществляется посредством партийных документов, в которых определяются структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина.

В ст. 13 Конституции РФ закреплено политическое, идеологическое многообразие и многопартийность. А Закон о политических партиях закрепляет недопустимость вмешательства органов власти и должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов власти.

На сегодняшний день законодатель определяет следующие требования для создания политической партии в России: партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, причем в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение политической партии; в партии должны состоять не менее пятисот членов; руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Первоначальной порог был установлен в размере 10 тысяч членов, в 2004 году это значение было увеличено до 50 тысяч, что привело к стагнации политической системы, осталось 4 крупные партии на политической арене, что привело нас к фактической однопартийности при многопартийной системе.

И только в 2012 году произошла либерализация партийного законодательства, для создания партии стало достаточно 500 членов. Структура партии такова: высшим руководящим органом является съезд политической партии, постоянно действующим руководящим органом партии является центральный политический совет, центральным контрольным органом – контрольно-ревизионная комиссия, действует центральный аппарат партии. Следующим звеном является региональное отделение, высшим руководящим органом которого является конференция или общее собрание регионального отделения, высшим руководящим органом регионального отделения является комитет или координационный совет, который избирается конференцией регионального отделения и ей подотчетен. Региональное отделение также имеет свой аппарат, создает контрольно-ревизионную комиссию. Следующим звеном являются местные и первичные отделения.

Важно отметить порядок формирования денежных средств политической партии, источники которых указаны в законе 12: вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом; средства федерального бюджета; пожертвования, поступления от мероприятий, проводимых политической партией, а также доходы от предпринимательской деятельности; поступление от гражданско-правовых сделок и другие не запрещенные законом поступления. Данные денежные средства размещаются на счетах партии в кредитных организациях, причем политическая партия, ее структурные подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету.

Деятельность политических партий непосредственно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти. Политические партии включены в процесс властных отношений и, в то же время, будучи добровольным объединением в рамках гражданского общества, выступают в качестве необходимого института представительной демократии, обеспечивающего участие граждан в политической жизни общества, политическое взаимодействие гражданского общества и государства, целостность и устойчивость политической системы. Политическая партия должна являться связующим звеном, посредником между демократическим государством и обществом. Ее назначение – устанавливать взаимосвязь между гражданским обществом и группами депутатов – выборных представителей в органах государственной власти.

В России после постепенного целенаправленного укрепления вертикали власти с начала 2000-х годов все ресурсы были сосредоточены в руках исполнительной ветви власти, необходимость в институтах посредниках фактически отпала. Партии стали одним из «имитационных элементов» сложившейся политической системы. Реальной власти и возможности влиять на принимаемые решения партии не имеют, но существуют и участвуют в «конкурентных альтернативных выборах». Таким образом, российские партии не являются тем универсальным посредником между обществом и государством, каким призваны быть по своей природе. Как показывают социальные опросы, население не считает партии значимым и влиятельным социальным институтом.

Стоит отметить, что большинство новых партий даже не смогли участвовать в выборах федерального уровня, на общем фоне выделились «Коммунисты России», «Гражданская Платформа» и «РПР-Парнас». Характеризуя реформы, заметим, что если в июле 2003 года в выборах депутатов Государственной Думы РФ имели право участвовать 44 партии, то после реформы 2004 года к декабрю 2007 г. право участвовать в думских выборах осталось лишь у 15 партий, а к 2010 – только 7 партий. В итоге к 2015 году их количество сократилось на 88%. Таким образом, становление реальной конкурентной партийной системы было заменено «искусственным» формированием «сверху» «псевдомногопартийности», посредством установление законодательных норм, ограничивающих свободу объединения в партии и предъявление требований, направленных на произвольное сокращение числа политических партий.

Отметим, что в силу особенностей политической системы, некоторые функции российские партии выполняют лишь «условно», другие же не выполняют вовсе, к примеру, правительство формируется де-факто Президентом РФ, партии в этом не участвуют. Согласно Конституции РФ, Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ, но это право нивелировано полномочием Президента РФ по роспуску Государственной Думы в случае троекратного неутверждения ею предложенной кандидатуры. Реализация функций политического представительства осложняется особенностью происхождения политических партий, они создаются «сверху», представителями политических элит, не имеют социальной базы. Функцию же обратной связи партии используют только в момент избирательной компании. На практике наблюдается сосредоточение партийной деятельности исключительно на проведении избирательных кампаний, при отсутствии систематической работы с избирателями в виде регулярных публичных акций и иных законодательно разрешенных мероприятий.

М. Дюверже отмечал, что становление партии связано с определением социальной базы, разработкой программных принципов, складыванием и пополнением рядов фиксированных членов и сторонников. В сложившихся обстоятельствах, обусловленных ростом социальной стратификации, ориентации партии на какую-то социальную общность и выражение только ее интересов перестали гарантировать успех на выборах. Современные политические партии перестали быть выразителем интересов определенных социальных групп, они также стараются дистанцироваться публично от какой-либо определенной идеологии, поскольку приверженность какой-то одной идеологии создает препятствие для обращения ко всем слоям общества и может помешать набору очков в политической игре.

Несмотря на присутствие некоторых проявлений политической конкуренции (наличие в стране нескольких политических партий, доступ к СМИ кандидатов во власть, периодические проходящие выборы), политический рынок настоящего времени склоняется, прежде всего, к командно-административной системе регулирования политических ресурсов, чем все еще напоминает советскую политическую систему с «руководящей и направляющей партией». Последствиями этого стала подмена открытой и честной конкуренции между партиями, некой имитацией «игрой в выборы», когда для достижения цели идут в ход все доступные методы борьбы за власть.

Применение административного ресурса, мобилизация работников бюджетных организаций, государственных корпораций на участие в голосовании в совокупности с низкой правовой грамотности населения служат  препятствием конкуренции между партиями на выборах различного уровня.

Формальность принципа конкуренции в политической борьбе между партиями приводит к авторитаризму правящей элиты. Оппозиционные партии не смогли составить конкуренцию и обеспечить сменяемость власти в законодательном органе. Последствия такого порядка – разрастание бюрократической системы, отсутствие альтернативы партии власти.

Политический режим в России имеет явные авторитарные черты. В итоге реформ последнего десятилетия сформировалась новая система с превалирующей на политической арене «партией власти».

Необходимы преобразования (усиления роли партий в политическом процессе, создание более конкурентной партийной среды и т.д.) в этой области и их планомерная реализация. Необходимо подчинить инициативу Главы государства мнению партийного большинства – чтобы назначение Председателя Правительства реально зависело от Государственной Думы, что узаконит существовавшую с 2008 по 2012 годы практику двух сравнительно самостоятельных центров исполнительной власти, усилит фигуру Председателя Правительства РФ.  


Анализ влияния средств массовой информации и интернета на развитие политической системы России и политического сознания россиян

Развитие науки, техники и технологий, а также ускорение процесса информатизации СМИ влияет на расширение интересов общества к происходящим политическим, социальным, экономическим и политическим процессам как в России, так и за ее предел. Подобное объясняется упрощением процесса получения информации и возможности выражения своего мнения при помощи интернет пространства.

В современных условиях информация становится стратегическим ресурсом, от эффективности использования которого зависят перспективы развития государственной политики, экономики, формирование гржданского общества и обеспечение национальной безопасности. Особое внимание заслуживает развитие интернет пространства, где происходит создание информационных ресурсов, которые общедоступны всем категориям граждан, и в первую очередь молодежи.

Бесспорно, что политическая система общества является сложным социальным организмом, состоящим из различных взаимосвязанных и взаимозависимых элементов и политических процессов и явлений. Политическую систему современной России А. Дугин характеризует как симулякр: «скопировав форму западных демократий, которая в свою очередь являлась выражением исторического содержания, исторического пути западных обществ. Но скопировав форму, наполнили ее совершенно иным содержанием, причем не каким-то одним, но множественным, почти хаотичным, коренящимся в любом случае в национальной истории, обществе и опыте». Научные исследования показали, что процесс коммуникации является важнейшим компонентом, связывающим все элементы политической системы, поскольку именно от объема и качества информации зависит оценка обществом политических процессов и явлений.

Посредством распространения информации в СМИ происходит два взаимозависимых процесса: информирование общества и манипулирование общественным сознанием. К тому же, распространение информации как управляемый процесс укрепляет все рычаги давления власти на политические процессы.

Информация является одним из основных условий трансформации политической системы в связи с тем, что: во-первых, способствует появлению и развитию новых общественно-политических отношений; во-вторых, участвует в процессах интеграции, усиления или изменения общественно-политических процессов; в-третьих, представляет собой показатель осознания происходящих преобразований.

В условиях трансформации политической системы России существенно возрастает роль процессов распространения информации. Информация выступает звеном между гражданами и государственными институтами. При этом, в политическом процессе Российской Федерации средства массовой коммуникации являются основным и главное, эффективным способом формирования общественного мнения и направления политического сознания.

Основным приемом воздействия СМИ на общественное мнение в России является согласованное длительное концентрированное распространение идеологического концепта.

СМИ на сегодня это важный элемент государственной пропаганды, патриотизма, продвижения национальной идеи, элемент объединения многонационального российского общества, а также международного освещения русского мира.

Произведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что уровень влияния СМИ на современную политическую ситуацию в России имеет тенденцию к динамичному увеличению. При этом, увеличение объемов информации требует от аудитории более глубокого осмысления происходящих событий. К тому же процесс информатизации общества стал важнейшим индикатором глобализации, в котором интернет является неотъемлемой частью.

Таким образом, развитие увеличение роли интернет пространства в процессе распространения информации позволяет гражданам быть в курсе гражданских, социальных, экономических и политических процессов, понимать причину и следствие.

В этой связи государству необходимо не ограничивать и контролировать распространение информации в сети интернет, а увеличивать уровень ответственности за распространителями различного рода информации. Однако, никакие попытки со стороны государства не будут иметь положительный успех без увеличения роли участия граждан в политических процессах внутри страны и развития гражданского общества.

Политическое сознание характеризуется как одно из форм общественного сознания. В теории политологии выделяют три основные формы политического сознания:

— массовое;

— групповое;

— индивидуальное.

При этом, их различия, как можно логически заметить, заключаются в количестве субъектов. Т.е., если массовое политическое сознание выражает опосредованный уровень и содержание потребности общества, отражающий характер знаний общества о действительности в области политики. То групповое политическое сознание ограничивается рамками конкретных — больших (социальный класс, национально-этническое образование, группа и слой населения) и малых (политические элиты, руководители управляющей партии, разные образования лоббистского тип и т. п.) групп, которые связаны с политикой. А индивидуальное политическое сознание представлено свойством и качеством личности.

Сегодня в условиях глубочайшей и широкомасштабной цифровой эволюции, оказывающей влияние на все сферы деятельности общества, необходимо актуализировать вопрос о влиянии Интернета на формы политического сознания.

В данном случае можно выделить два аспекта исследования, а именно Интернета как определенной формы политического сознания и влияние Интернета на существующие формы политического сознания. На наш взгляд, более целесообразно рассматривать именно второй аспект, т.к. политическое сознание в настоящее время, а именно все его формы, подвергаются влиянию Интернета. Выделение же Интернета как самостоятельной формы политического сознания, на наш взгляд, не целесообразно.

Для того чтобы определить причины и условия возникновения процесса «управления» формами политического сознания Интернетом, необходимо проанализировать саму суть возникновения данной ситуации.

Как всем известно, средства массовой информации (СМИ), являются четвертой политической властью. Связано это, прежде всего с тем, что СМИ распространяют информацию, которая оказывает влияние на мнение людей. Однако, в последнее десятилетие, развитие интернет —  технологий дало возможность не только официальным СМИ, но и отдельным субъектам политической жизни, которые могут оказывать существенное влияние на формы политического сознания, распространять ту или иную информацию.

Технические возможности и широкомасштабное использование интернет – технологий, позволяют в кратчайшие сроки передать субъектам политики определенную информацию, именно скорость передачи данных и широкое распространение интернет – технологий и являются причиной популяризации Интернета как источника информации.

Однако, в современных условиях существенно возросла проблема достоверности информации, способной в той или иной сфере оказать влияние на формы общественного сознания. Вплеск недостоверной информации в сеть Интернет, может при определенных обстоятельствах, стать причиной повышения политической напряженности. Так, например, если вспомнить трагедию, произошедшую 25 марта 2018 года в г. Кемерово в ТЦ «Зимняя Вишня», где погибли 60 человек, то можно заметить, что на фоне данных событий активизировались, так называемые, вбросы недостоверной информации, людей которые прямо или косвенно хотели повлиять на уровень общественного сознания населения. Отчасти, это у них получилось, на центральной площади г. Кемерово на следующий день после трагедии начался крупномасштабный митинг, официальные СМИ о котором частично умалчивают. Для стабилизации обстановки в город прилетел Президент. В итоге, все социальные сети были переполнены таким объемом различной достоверной и недостоверной информации, что ФСБ приказало ограничить комментарии и новости владельцев групп в Вконтакте, Инстаграмме, владельце каналов Ютуб. После ухода действующего губернатора в отставку и когда органы власти смогли доказать, что основной процент информации, в т.ч. по количеству жертв, которых в интернете представляли как 300 человек, все-таки вбросы, волнения несколько успокоились.

Таким образом, показывая на примере рассмотренной ситуации влияния интернета на политическое сознание, можно сделать вывод, что развитие интернет, является все же не формой политического сознания, а способом оказывающим влияние на политическое сознание, пришедшим на смену телевидения, газет и иных источников информации, с точки зрения эволюционной составляющей.


Основные направления улучшения политической системы в России

С формальной точки зрения российский политический режим соответствует основным демократическим критериям, поскольку учреждён институт свободных выборов, существует многопартийная система, провозглашена свобода массовой информации и т.д. Однако суждение о демократическом правовом и социальном государстве не может основываться только на количественных показателях.

Несмотря на то, что Основной закон РФ имеет прямое действие, в его тексте содержится немало ссылок на другие правовые акты, которые конкретизируют конституционные нормы. Рассмотрим их более детально и начнём с описания возможности проведения референдума, закреплённой в законах «О референдуме» и «Об основных гарантиях избирательных прав».

Инициатива проведения всенародного голосования по вопросам государственного значения должна принадлежать не менее чем двум миллионам граждан, при этом жители одного субъекта России должны составлять не более пятидесяти тысяч из них. Фактически проведение референдума на уровне федерации возможно лишь при согласии более половины регионов России.

Учитывая региональную специфику, различные уровни экономического развития и благосостояния населения, довольно трудно предположить единение регионов в решении и даже формулировке вопросов, выносимых на референдум.

Кроме того, организацию референдума могут тормозить административные барьеры, предусмотренные законом, в виде создания и регистрации инициативных групп, уведомления избирательных комиссий, юридической экспертизы соответствия вопроса референдума Конституции и т.д.

Отсутствие в российской политической практике референдумов, инициированных гражданами, наглядно демонстрируют неосуществимость проектов по их проведению. В свою очередь, открытое игнорирование властью мнения населения способствует социальной демобилизации и снижению общей солидарности. В качестве иллюстрации властного пренебрежения можно привести развал СССР, произошедший после того, как население высказалось за его сохранение.

Оспорить действия властных структур и выразить протест возможно не только с помощью референдума, но и посредством публичных мероприятий, целью которых является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не только регламентирует порядок проведения публичных мероприятий, но и вводит ряд существенных ограничений. Так, организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если соответствующее уведомление не было подано в срок, либо не было согласовано с региональным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, что даёт власти дополнительные возможности для бюрократических проволочек. Кроме того, если у органов власти появятся основания предполагать незаконность публичного мероприятия, они вправе приостановить его проведение.

По мнению автора, используемые в данном законе расплывчатые формулировки и оценочные категории позволяют политическим акторам трактовать нормы в свою пользу. В области опосредованного управления политические возможности населения также сужены. Способ формирования и сама структура власти неадекватны демократическому государству, поскольку не соответствуют принципу свободного выбора граждан.

В заключении, отметим, что демократическая ситуация в Россия не требует вмешательства со стороны государств, которые несут ответственность за вмешательство в суверенные страны, в которых они привнесли помимо внутриполитических проблем, раскол, войну, социальную катастрофу, последствия которой будут видны длительной период в новой истории этих государств.

Следует продолжать вкладывать усилия в молодежь, так как от ее социальной активности и идеологии зависит будущее государства российского.

Как отмечает Антоненко В.В.: «социальную активность молодёжи современной России можно признать достаточно высокой, что при благоприятных условиях способно выступить значимым положительным фактором эффективного формирования её человеческого капитала. В качестве таких условий следует назвать, прежде всего, грамотные инвестиции в ключевые составляющие человеческого капитала молодёжи (здоровье, образование, производственная подготовка и т.д.)». Молодежь, выросшая в современной политической системе достаточно грамотно подходит к выбору своего места в жизни и конструированию своего будущего. Однако существуют множество проблем, которые не решить одномоментно. Они требуют осмысления и превентивного подхода.

Таким образом, вопросы, касающиеся улучшения политической системы в России являются актуальными и требуют постепенного решения посредством внутриполитических сил.

Оставьте комментарий