Понятие, признаки и исторические аспекты развития квалификации бандитизма

Понятие, признаки и исторические аспекты развития квалификации бандитизма


ponyatie,-priznaki-i-istoricheskie-aspekty-razvitiya-kvalifikacii-banditizma

Понятие бандитизма и его признаки

Бандитизм — одна из наиболее опасных форм проявления профессиональной преступности, которая характеризуется, во-первых, существованием вооруженных устойчивых и сплоченных групп, носящих характер преступной организации, и, во-вторых, насильственным способом совершения преступления. Опасно данное преступление для общества тем, что преступники вооружены и в любой момент готовы применить насилие, причем последствия нападений могут быть весьма тяжелыми. Расследование бандитизма представляет в свою очередь тяжелую, напряженную и опасную работу, требующую кропотливого труда.

Проблемам борьбы государства с новым проявлениям организованной преступности в форме экстремистских, террористических незаконных формирований, а также возникающим коррупционным структурам, уделяется пристальное внимание, данная проблема стоит довольно остро и представляет собой реальную угрозу безопасности государства. В этой связи возрастает необходимость изучения факторов возникновения подобных явлений, а также принятия необходимых мер, направленных на выявление, предупреждение и пресечение преступлений, совершаемых преступными организациями.

Следственная и судебная практика показывает, что наряду с успешным примерами расследованием бандитизма нередко встречаются ошибки и трудности, которые обусловлены целым рядом причин и, наверное, в первую очередь, это отсутствие у многих сотрудников следственных подразделений необходимого опыта расследования таких преступлений. Процесс доказывания по уголовным делам о бандитизме достаточно сложен. Это обусловлено следующими факторами:

— преступная солидарность большинства участников банды, которые не дают изобличающих друг друга показаний;

— недостаточная объективно-значимая информация о роли тех или иных членов банды;

— отсутствие доказательств и других следов причастности к бандам лиц, которые не участвуют в нападениях, в т. ч. организаторов банд.

Тем не менее отечественными и зарубежными правоохранительными органами накоплен достаточно большой опыт по борьбе с организованной преступностью. Органы внутренних дел располагают широкими возможностями для сбора доказательств в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, в том числе при оперативном внедрении «секретных» сотрудников.

Для эффективной борьбы с бандитизмом необходимо знать особенности его криминалистической характеристики. В ст. 209 УК РФ под бандитизмом понимается создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой). Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» дает более полное пояснение этому понятию: «Под бандой следует понимать организованную устойчивую вооруженную группу из двух или более лиц, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации. Банда может быть создана и для совершения одного, но требующего тщательной подготовки нападения. Банда признается вооруженной при наличии оружия хотя бы у одного из ее членов и осведомленности об этом других членов банды».

Одним из обязательных признаков банды является ее устойчивость, которая характеризуется наличием между ее членами достаточно стабильных связей, установленных вследствие каких-либо личных, родственных или иных отношений, а также совместным неоднократным совершением преступлений.

Другим немаловажным признаком банды является ее вооруженность, то есть наличие хотя бы у одного из участников огнестрельного, холодного, метательного, газового и иного оружия.

По структуре различают простые и сложно-структурные организации. В состав первых обычно входит малое количество участников и один-два руководителя. В сложно-структурных бандитских формированиях имеется, как правило, несколько групп, участники которых порой не знают участников других равных или вышестоящих объединений.

По региональному принципу дислокации различают бандитские формирования, постоянно действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

Сокрытие бандитизма ни что иное как утаивание фактов существования подобных преступных организаций, обеспечение тайны связей между отдельными ее членами, прикрытие банды легальным объединением и так далее.

В основном, в банде существует подготовка к совершению преступления, но в отдельных случаях ее может и не быть. Тщательность подготовки свидетельствует об уровне общественной опасности банды.

Преступными формированиями совершаются различного рода преступления, однако способы совершения преступлений разного вида, совершенные одними и теми же лицами, сходны по многим подготовительным мероприятиям, по распределению ролей участников, по применению средств и орудий, а также по способам сокрытия. Кроме того, в разных эпизодах преступной деятельности могут принимать участие различные субъекты, что отражается на содержании коллективного способа совершения криминального деяния. Тем не менее можно утверждать, что способы совершения различных деяний, осуществляемых членами банды, повторяются в основных своих чертах. Что позволяет пользоваться сведениями о способах совершения выявленных преступлений для построения версий о совершении одной бандой всех деяний.

На основе криминологического прогноза предупреждения бандитизма осуществляется, делается оценка будущего состояния бандитизма и иных криминологических значимых последствий, а так же тех или иных управленческих решений. Исходя из состояния криминологической ситуации, рекомендаций и прогнозов специалистов по дальнейшему противодействию бандитизму государство, как основной субъект организации этого противодействия, определяет его стратегию. Стратегия борьбы с бандитизмом — это многоуровневый комплекс системно воздействующих на нейтрализацию или устранение условий и причин, способствующих как участию в бандах, так и их созданию, осуществлению руководства ими, так и преступлений, совершаемых бандами. В противодействии бандитизму можно выделить два уровня воздействия – общесоциальный и специально-криминологический, при этом первый является основой для второго, а осуществляться они должны в тесном взаимодействии.

Общесоциальная стратегия борьбы с бандитизмом представляет собой комплекс обеспечивающих действие антикриминогенных факторов социальных, экономических, правовых, организационных и иных мер, направленных на снижение социальной напряженности населения, повышение его материального уровня, повышение культуры и сознательности граждан. Являясь основой для специально-криминологического уровня и имея целью решение задач социального развития общества и отдельно взятой личности, данный уровень противодействует криминогенным факторам, порождающим бандитизм.

Немаловажное значение в профилактике бандитизма имеет работа с людьми девиантного поведения, решение вопросов занятости населения, бездомности и безнадзорности.

Важное место в профилактике преступных формирований имеет необходимость формирования добровольных объединений граждан, которые будут обеспечивать правопорядок, а также создание центров профилактики такой деятельности, применение определенных форм поощрения граждан, которые внесли свой вклад в осуществление профилактики преступности. В предполагаемой системе профилактики необходимо выделить также предупредительные меры борьбы с бандитизмом. К ним могут быть отнесены: специальный контроль за лицами, склонными к вступлению в банды в силу своих каких-либо личностных характеристик и убеждений, выявление лиц, имеющих желание вступить в преступные формирования и проведение воспитательной работы с указанными лицами, выявление фактов создания банд, а также предотвращение и пресечение, совершаемых ими преступлений.

Профилактика бандитизма является динамичной системой, поскольку для достижения своих целей она должна постоянно совершенствоваться быть гибкой и в зависимости от различных характеристик преступности (динамика, структура, уровень). Активное воздействие на профилактику оказывают происходящие в обществе процессы, в особенности состояние экономических и политических отношений, изменение социальной напряженности, снижение или рост конфликтности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профилактика важнейшая мера противодействия бандитизму. Она позволяет устранять преступление на начальном этапе, то есть на этапе формирования. Подход к преступности, как к социально-негативному явлению, предполагает соответствующую систему стратегий борьбы с ней. При определении концепции борьбы с преступностью в основном используется понятие «предупреждение преступности», которое и составляет ядро любой стратегии борьбы с этим опасным явлением, поэтому не случайно, что стратегии имеют те же уровни воздействия, что и предупреждение.

Противодействие преступлениям, в том числе оперативно-розыскными мерами, декларируется одним из главных направлений в работе правоохранительных органов, однако, роль и содержание деятельности по предупреждению бандитизма для осуществляющих ее подразделений до настоящего времени остаётся неопределённой, организационно и функционально необеспеченной. Изучение следственной и судебной практики показало, что доказывание в делах о бандитизме отличается определенной сложностью, особенно доказыванием факта создания банды. За совершение преступлений в составе организованных групп судами осуждается только каждый второй от общего числа лиц, являющихся участниками преступных формирований. При этом наибольшее количество лиц осуждается за совершение в составе организованных групп незаконного оборота наркотиков, а также преступлений против собственности: мошенничества, краж, разбоев.

В меньшей степени осуществляется уголовное преследование лиц, совершивших преступления в составе организованных преступных сообществ (преступных организаций). Анализируя следственную и судебную практику, можно сделать вывод о том, что по ст. 210 УК РФ судами осуждается лишь один из трёх подсудимых.

Необходимо также отметить сравнительно высокий уровень латентности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Проблема состоит в том, что на одно раскрытое преступление, совершенное организованными преступными формированиями, приходится семь нераскрытых искусственно латентных преступлений.

Подавляющее большинство сотрудников правоохранительных органов считают, что участникам преступных структур практически полностью удаётся избежать уголовной ответственности. Как показывает практика уголовные дела, предусмотренные ст. 209 УК РФ практически не рассматриваются в судебных заседаниях. Анализ причин исключения судом из обвинения большей части подсудимых квалифицирующего признака «организованная группа», свидетельствует о наличии по крайней мере двух таких причин. Первой причиной является нарушение уголовнопроцессуального законодательства, которое приводит к признанию собранных доказательств недействительными. Второй причиной является отсутствие достаточного объема доказательств, который способствует соглашению с предложенной следствием квалификацией.

Особым направлением в деятельности по предупреждению бандитизма и организованной преступности является разобщение криминальной структуры на этапе формирования преступного умысла и подготовки преступлений, когда она сформировалась, однако еще не совершила нападений. Являясь элементом деятельности по предупреждению организованной преступности, существование данного направления обуславливается необходимостью недопущения совершения новых преступлений, связанных с реализацией преступных намерений банды, и включает в себя проведение мероприятий, которые будут направлены на разрушение целостности, сплоченности банды, уменьшения авторитета руководителя и в итоге приведут к её распаду. В данном случае приходится принимать решение: реализовывать ли оперативные материалы по имевшим место преступлениям либо продолжать оперативную разработку в отношении банд для документирования цели создания банды. В данной дилемме нет однозначного ответа. Руководители подразделений ОВД должны принимать решение с учетом рисков и уровня оперативного контроля над уровнем развития криминогенной ситуации, а также исходя из информационного обеспечения оперативной разработки.

Организация ОРД по разобщению преступных структур требует тщательной индивидуальной подготовки в каждом отдельном случае выявления фактов их создания. Любые меры, принимаемые для разобщения преступных структур являются рискованными. Поэтому работа по разобщению банды требует четкой координации деятельности подразделений ОВД.

Еще одной важной мерой в организации ОРД ОВД по предупреждению бандитизма является оперативное прогнозирование процессов формирования преступных структур бандитской направленности. Оно достигается путем отслеживания оперативной обстановки на обслуживаемой территории, направленного на обнаружение формирования банд.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что на сегодняшний день человечество столкнулось с новой волной организованной преступности, которая охватила практически все сферы жизнедеятельности. В условиях частых мировых финансовых и экономических кризисов усилилось возникновение и развитие, в самых жестоких ее проявлениях, новых форм организованной преступности, что ставит под угрозу не только безопасность  Российской Федерации, но и всех стран мира. В связи с этим большинство ученых сходятся во мнении о том, что с организованной преступностью борьбу нужно вести с особыми усилиями.


Исторические аспекты развития уголовно-правового регулирования бандитизма, особенности уголовно-правовой квалификации в различные периоды развития Российского государства

Бандитизм в России с древних времен рассматривают как особо опасное преступление, посягающее на государственное управление: общественную безопасность и правопорядок. Вместе с тем слова «бандит» или «бандитизм» прямо не было указано в сборнике норм уголовного и процессуального права «Русская, правда». В X-XII веке данное преступление имело место, но они трактовались как разбой.

Предположительно в XVI веке в Уставной книге, который был учрежден как «Разбойный приказ», говорилось о преступлениях, которые совершались организованными группами. Затем в Соборном Уложении 1649 года (ст. 1-6 гл. XXI), было закреплено положение о том, как следует вести борьбу с разбоями. Для того чтобы понять почему можно делать такой вывод следует оттолкнуться от таких слов как «бандит», «банда». Эти слова берут свое начало в первую очередь из французского языка (bande- банда, толпа, шайка). В литературе банда трактуется как шайка преступников. Впервые в уголовном законодательстве России, прямо было отмечено «о шайке» в особенной части Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в 1845 году. Характеризующие признаки шайки являются основой для банды и бандитизма, поскольку им были присуще принцип организованности и подчинения руководителю.

Шайки после октябрьской революции стали называться бандами и появился термин «бандитизм», как уголовно-правовое понятие. Как преступление бандитизм начали рассматривать в России с момента принятия Декрета СНК РСФСР «О суде» 20 июля 1918 г. Затем спустя 11 месяцев 20 июня 1919 г. в Декрете ВЦИК «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» было дано не полное определение бандитизма. Так, бандитизмом считалась: «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество и укрывательство такой шайки».

В 1921 году уголовная ответственность за бандитизм была закреплена в УК РСФСР. Так, диспозиция ст. 76 УК предписывало, что бандитизм — это «организация и участие в бандах и организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушение железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались».

Уголовный кодекс 1926 года оставил без изменений норму о бандитизме. Вместе с тем рост бандитизма отмечается в конце 20-х по всему государству. Особенно этот рост наблюдался в 1929 году в пяти регионах СССР, одним из которых являлся Северный Кавказ. В 1927 году данному виду преступления дали другую уголовно-правовую характеристику: «бандитизм, т.е. организация вооруженных банд и участие в них и в организуемых ими нападениях на советские и частные учреждения или отдельных граждан, остановка поездов и разрушение железнодорожных путей и иных средств сообщений и связи».

Такое определение бандитизма просуществовало долго. Но в судебной практике после шестидесятых годов применение норм за бандитизм стало реже. Вместе с тем в правоприменительной практике широкую трактовку бандитизм приобрел в военные и послевоенные годы. Это подтверждает такое обстоятельство, что в систему НКВД позднее в систему МГБ СССР включили главное управление по борьбе с бандитизмом. Данное управление в основном вела борьбы с вооруженными формированиями ОУН в Западной Украине и Прибалтике.

Определение бандитизма, которое было предписано в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года, существенно отличалось от других ранее данных определений, поскольку он отделял бандитизм от других преступлений организованных форм. Так в статье 77 УК РСФСР было указано: «организация вооруженных банд с целью нападения на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях».

Из всех перечисленных определений более стойким оказалось определение бандитизма указанное в ст. 77 УК РСФСР, поскольку оно действовало в законодательстве, а также уголовно-правовой науке до 1996 года. В 1996 году в связи с принятием нового Уголовного кодекса, понятие бандитизма получило совершенное иное определение и содержание. Кроме того данное преступление было включено в главу «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Согласно ч. 1статьи 209 УК РСФСР 1996 года под бандитизмом стали понимать устойчивые вооруженные группы, которые создавались в целях нападения на граждан или организации, а также для руководства такой группой.

Таким образом, анализ истории возникновения уголовно-правовой квалификации бандитизма показывает, что это особо опасное преступление, которое выражалось в различных формах. Кроме того с развитием государственного и экономического строя понятие бандитизма все время менялось. Менялись также квалифицирующие признаки состава преступления, а также уголовная ответственность, которая предусматривалась как мера государственного наказания.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что одним из особо опасных преступлений против общественной и государственной безопасности в различные этапы существования Российского государства являлся бандитизм. В разные периоды существования Российского государства с бандитизмом боролись упорно и беспощадно, но вместе с тем данное преступление и по сей день имеет место в Российском обществе.

Бандитизм как опасное преступление проявляется в различных формах. В связи с этим следует отметить, что объект посягательства может быть различным.

Объекты посягательства делятся на основные и дополнительные. Основным объектом посягательства является общественная безопасность, поскольку организация вооруженных банд, нападения совершаемые бандами, представляют угрозу для общественной безопасности и общественного порядка.

Дополнительные объекты посягательства могут быть различными. Объектами нападения группы (банды) могут быть любые организации или отдельные личности. Например, учреждения банка, почта, магазин, склад, ресторан, кофе, магазин, человек как отдельная личность и т.п.

Цели нападения могут быть различными; получения наживы, совершения изнасилования, торговля людьми, сбыт психотропного вещества и т.п. Например, объектом нападения бандитской группировки, которых в прессе прозвали «бандой амазонок», были сотрудники органов внутренних дел. Нападения данной банды были организованы с целью осуществления разбоев, убийств, грабежей. Объективная сторона преступления характеризуют активные действия в различных формах: 1) создание, организация вооруженной группы (банды) в целях нападения; 2) руководство вооруженной группой (бандой); 3) участие в вооруженной группе (банде); 4) участие в совершаемых группой (бандой) нападениях.

Указанные формы проявления бандитизма самостоятельны, поэтому совершение хотя бы одного из них свидетельствует об окончании преступления с момента окончания вышеуказанных действий.

При этом следует отметить, что для квалификации деяния как бандитизм группа должна объединяться заранее с целью нападения на граждан или организации. Объединение группы лиц для совершения иных деяний, не может быть квалифицировано по статье 209 УК РФ, так как нет бандитизма. С точки зрения социально-психологической характеристики группа (банда) обладает таким признаком как сплоченность.

Обязательным признаком банды является ее вооруженность. При этом не имеет значение, какими видами оружия группа вооружена: огнестрельным, холодным, метательным, заводским или самодельным, газовым или пневматическим оружием.

Использование членами банды оружия или его макетов, которые фактический непригодный для их применения нельзя рассматривать как признак вооруженности. Для признания банды вооруженной достаточно двух признаков: 1) наличия оружия у одного члена группы (банды); 2) осведомленность всех членов банды о наличии оружия.

Согласно части 1 статьи 209 УК РФ, оконченным состав бандитизма можно признать с момента наличие факта создания (организации) вооруженной банды, если даже группа и не совершило планируемое им нападение.

К опасной форме соучастия организованной преступной группы является его сплоченность. Сплоченность банды характеризует такие свойства как дружба, единство духа и организованность. Общие взгляды, интересы, стремления членов банды делают их едиными при совершении преступления. Сплоченность означает единство стремлений членов банды, основанное на принципах планомерности действий, взаимосвязи между членами группы. Сплоченная группа создается для совершения тяжких и особо тяжких преступлений.

Устойчивость и сплоченность это факторы, которые характеризуют сложную форму соучастия организованной группы, а также указывают на индивидуально психологические отношения участников организованной группы и их социальное положение. В юридической литературе «устойчивость» и «сплоченность» одни авторы рассматривают как факторы, характеризующие сложное соучастие организованной группы (банды)

Другие авторы указывают, что «устойчивость» и «сплоченность» не следует применять как факторы, характеризующие сложное соучастие организованных банд (групп), достаточно одной сплоченности, которая является неотъемлемой часть организованной банды (группы). Полагаем наиболее правильным суждение тех авторов, которые рассматривают признаками сложной формы соучастия «устойчивость» и «сплоченность», которые наиболее полно характеризуют организованные банды (группы). Сложная форма соучастия организованных банд встречается на территории Северного Кавказа часто. Так, например в 2011 году на территории Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и в Ставрополе действовали три вооруженные банды под руководством Борлакова, Дыгова и Казанова, которые включали более 30 участников. Преступники совершили в общей сложности семь убийств и 15 разбойных нападений. Органы правопорядка арестовали организаторов и активных участников банд. Возбуждено было 20 уголовных дел. Организованные преступные банды с каждым разом совершения преступления становятся более опасными, поскольку они в совокупности приобретают больше новых свойств, особенностей формирования банд, отличающиеих от предыдущих способов формирования группы, новые правила поведения участвующих в банде лиц. Кроме того лидеры организованной группы идут на один шаг вперед, они сочетают свои навыки и умения и выводят свои преступные банды на новые уровни влияния и качества совершения преступления.

Все указанные качества преступной группы затрудняют их разоблачение. В связи с этим при производстве предварительного следствия следует установить способы формирования банд, качественный и количественный состав банды (группы) их структуру, роль каждого из участников банды (группы) их особенности, императивные правила поведения участников группы и т.п.

Для квалификации преступления достаточно одной цели и одного нападения на одного человека или организацию. В современном обществе усложняются способы совершения преступлений, которые становятся на более высокий уровень, что приводит к увеличению человеческих потерь, разрушению большего количества материальных объектов и оказывает влияние на систему духовных ценностей, которая зачастую не подлежит восстановлению.

Системный анализ состояния борьбы с экстремизмом в России показывает, что наиболее эффективное противодействие этому социальному явлению достигается в ходе комплексного применения: предупредительных мер, мер пресечения противоправного проявления экстремизма, используемых правоохранительными органами и действий по нейтрализации последствий проявлений псевдорелигиозного экстремизма.

За организацию и руководство бандой может быть привлечены к уголовной ответственности лица, достигшие 16 летнего возраста. За совершения преступления в составе банды могут быть привлечены к уголовной ответственности лица, достигшие от 14 до 16 лет в зависимости от преступления которое было совершено (убийство, грабеж, изнасилование, хищение, причинение вреда здоровью и т.д).

Назначение наказания за бандитизм происходит по правилам, предусмотренным ст. 60 УК РФ. Следует отметить, что санкции статьи 209 Уголовного кодекса РФ, являются относительно-определенными, что, в частности, позволяет выполнять требования уголовного закона об индивидуализации наказания.

Для квалификации действий виновных лиц и назначении им уголовного наказания не имеет значение то, какую роль каждый из них выполнял в момент совершения преступления, поскольку при совершении преступления организованной группой, действия всех соучастников в силу положений ч. 2 ст. 33 УК РФ должны оцениваться как соисполнительство, то есть как непосредственное совершение преступления. К примеру, действия осужденных Новосадова А.А., Большакова С.Г., Румянцева В.А. и Иманкалимова А.С. получили правильную юридическую квалификацию по всем совершенным ими преступлениям. Как указал Верховный суд РФ в апелляционном определении от 28.04.2016 N 4-АПУ16-22, «то обстоятельство, что оружие у Новосадова А.А. и других осужденных появилось не сразу после их объединения, никак не меняет существа дела и  указывает только на то, что со временем организованная преступная группа, созданная Новосадовым А.А., превратилась в ее разновидность – банду».

Проведённое исследование уголовных дел о назначении наказания за по преступления, предусмотренные ст. 209 УК РФ, показало, что судами учитываются все смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Причем в том случае если по уголовному делу проходят несколько обвиняемых, учет данных обстоятельств будет производиться в отношении каждого. Анализ 32 уголовных дел, имеющихся в работе, показал, что преступления, которые были совершены впервые составило 33%; явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления; 20%; признал в судебном заседании свою вину 20%; был охарактеризован положительно 11%, содержит иждивенцев, тем самым оказывает посильную помощь 6%; возместил вред 2%; имеет несовершеннолетних детей — 4%; страдает заболеванием — 3%; имеет работу 1%.

Так к примеру, Алтайский краевой суд рассмотрел дело по обвинению М.Р., С.С. и Ч.Н. в ряде преступлений, в том числе и по. ч.ч.1 и 2 ст. 209 УК РФ. В качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимых, суд признал и учел: в отношении М.Р.: наличие явок с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступлений; признание в судебном заседании вины по всем эпизодам; наличие на иждивении малолетнего ребенка, неудовлетворительное состояние здоровья подсудимого и его родителей, оказание им посильной помощи; в отношении С.С.: наличие явок с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, признание в судебном заседании вины по всем эпизодам, неудовлетворительное состояние здоровья подсудимого и проживающих совместно с ним мамы и бабушки, которым он оказывал посильную помощь; в отношении Ч.: наличие явок с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступлений; признание в судебном заседании вины; наличие на иждивении малолетнего ребенка и жены, находящейся в отпуске по уходу за ним; неудовлетворительное состояние здоровья подсудимого и его родителей.

Как видим, в качестве смягчающих ответственность обстоятельств в отношении всех подсудимых указаны: наличие явок с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступлений; признание в судебном заседании вины по всем эпизодам; неудовлетворительное состояние здоровья подсудимого и его родителей. М.Р. и С.С. еще имеют малолетних детей и оказывают посильную помощь родителям.

Иных обстоятельств, смягчающих наказание подсудимых, прямо предусмотренных ч. 1 ст. 61 УК РФ, не имеется, в то же время признание в качестве таковых обстоятельств, не закрепленных данной нормой, в соответствии с частью 2 статьи 61 УК РФ, является правом суда, а не его обязанностью.

Таким образом, если исходить из того, что все обвиняемые являются соисполнителями, то наказание должно быть примерно одинаковым. Однако, изучив приговор суда, мы не находим этому подтверждения. М.Р. в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначено 12 (двенадцать) лет лишения свободы, с ограничением свободы сроком на 1 (один) год 6 (шесть) месяцев, с установлением ограничений: не уходить из места постоянного проживания в период времени суток с 22.00 час. до 06.00 час., не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не изменять место жительства без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, а также с возложением обязанности: являться в указанный специализированный государственный орган два раза в месяц для регистрации, в установленные данным органом дни. С.С., с учетом того, что он был на испытательном сроке, назначено менее строгое наказание – 11 (одиннадцати) лет лишения свободы, с ограничением свободы сроком на 1 (один) год. А Ч.Н. 9 – всего (девять) лет 6 (шесть) месяцев лишения свободы, с ограничением свободы сроком на 1 (один) год.

Из приведенного примера неясно, почему с учетом одинаковой квалификации деяния и приблизительно равным объемом смягчающих обстоятельств суд подошел к процессу назначения наказания столь дифференцированно. Представляется, что в данном и аналогичных ему случаях речь идет о внутренней оценке судом обстоятельств дела и внутреннем убеждении судьи о роли и вины обвиняемых в преступлении.

Таким образом, назначение наказания за бандитизм производится по всем правилам, предусмотренным ст. 60 Уголовного кодекса РФ, то есть учитываются «характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи». Признать то или иное обстоятельство в качестве смягчающего, если оно не предусмотрено ст. 61 Уголовного кодекса РФ, — это право суда, а не его обязанность. Поэтому при назначении наказания основным является внутреннее убеждение судьи о степени виновности лица в инкриминируемом деянии.

Оставьте комментарий