Содержание
Общие проблемы организации работы с населением в органах муниципальной власти
В настоящее время Николаевское сельское поселение Мариинского района Кемеровской области, так же как и другие небольшие села, деревни нашей страны испытывает существенные проблемы во многих сферах, особенно остро стоит проблема снижения численности жителей сельских населенных пунктов. Применительно к Николаевскому сельскому поселению основной причиной снижения численности жителей является отсутствие работы и школы. Граждане с трудом верят в то, что поселение будет развиваться и в нем будут созданы комфортные условия жизни. При этом, сами граждане проявляют низкий уровень гражданской активности по вопросам развития поселения. На своем уровне, администрация Николаевское сельское поселение проводит работу с населением в достаточной мере, соответствующей своим полномочиям. Однако, и сами органы местной власти, не пользуются всеми возможными средствами, данными им нормативно – правовыми актами, по реализации более эффективной работы с населением в целях развития территории. Более активное взаимодействие с населением по вопросам наиболее острых проблем поселения, а также формирования и утверждения Программы социально-экономического развития Николаевского сельского поселения, должны способствовать улучшению качества жизни граждан.
Основные проблемы, которые прямо или косвенно касаются организации работы с населением в органах муниципальной власти в Николаевском сельском поселении Мариинского района Кемеровской области, представлены на рисунке 1.
В целях поиска наиболее рациональных путей обозначенных выше проблем, необходимо проанализировать более детально каждую из них.
1. Недостаточный уровень гражданской активности населения. Если еще раз проанализировать динамику и структуру обращений граждан в органы местного самоуправления Николаевского сельского поселения, то можно заметить, что основную часть обращений составляют обращения по личным вопросам (справки, характеристики, нотариальные дела и т.п.). Доля же обращений по вопросам проблем, направлений развития, участия в формировании направлений развития поселения очень низка. Так в 2018 году количество обращений по таким вопросам составило 20 ед., что от общего числа жителей составляет всего 3%. Хотя, фактически, количество проблем, с которыми сталкиваются жители, в том числе и по вопросам ремонта и отсыпки дорог, качества воды, работы социальных объектов, намного больше. Тем самым основная часть населения не выражает свою гражданскую активность, в том числе не проводятся собрания, местные референдумы, граждане не учувствуют в опросах и неохотно следят за результатами деятельности местных органов власти.
2. Недостаточный уровень информационной составляющей о работе администрации поселения. Основными средствами массовой информации, способными довести до граждан поселения какую-либо информацию о деятельности местных органов власти, направлений развития поселения, организации работы системы ЖКХ и объектов социальной сферы, являются: Мариинская районная газета «Вперед», официальный сайт администрации Николаевского сельского поселения и официальный сайт администрации Мариинского муниципального района. Однако, что касается районной газеты, то в ней очень редко встречаются заметки о поселении, в основном направленные на информацию о каких-либо социальных мероприятиях (праздники, концентры и т.п.). На сайте администрации Николаевского сельского поселения имеется некоторая информация о поселении, в частности формируется новостная рубрика, представлен бюджет для граждан, даны ссылки на различные нормативно – правовые акты органов местного самоуправления. Однако, необходимо отметить, что эта информация не только представлена в низко читабельной форме, но еще и часть из нее не соответствует действительности. Так, например, данные «бюджета для граждан» очень сильно разнятся с «отчетом об исполнении бюджета», а ссылка на Постановление «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Николаевского сельского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» просто не функционирует. В связи, с чем граждане не могут посмотреть и почитать этот документ, и вообще сомневаются в его наличии.
3. Недостаточный уровень взаимодействия и использования средств и методов взаимодействия органов муниципальной власти с населением Николаевского сельского поселения. В Уставе сельского поселения закреплены основные возможные направления в области организации взаимодействия населения с местными органами власти, однако, по факту сотрудники и Глава администрации поселения не проводит по собственной инициативе собрания, опросы, референдумы и конференции по по актуальным вопросам жизнеобеспечения.
Основные направления мероприятий по совершенствованию организации работы с населением в органах муниципальной власти
Основные направления мероприятий по совершенствованию организации работы с населением в органах муниципальной власти (на примере Николаевского сельского поселения Мариинского района Кемеровской области) представлены на рисунке 2.
Предлагаемые мероприятия будут способствовать совершенствованию не только организации работы с населением в органах местного самоуправления, но и улучшению качества жизни населения. Рассмотрим более подробно каждое из предлагаемых мероприятий.
1. Повышение уровня гражданской активности населения. Уже не первый год, во многих регионах нашей страны, формируются так называемые – территориальные общественные самоуправления (ТОС). К сожалению, на территории Мариинского района Кемеровской области, такая форма общественного объединения граждан развития не получила, чему препятствовал ряд факторов, а именно: низкий уровень вовлеченности населения, его слабая информированность, необходимость в специалистах по социально-экономическому развитию микротерриторий, слабая законодательная база. Фактически, рассматривая проблемы гражданской активности населения, можно выделить главную причину низкого уровня этой активности, а именно – «не хватает объединяющего начала». Если по опросам население готово предпринимать меры по развитию поселка и участия в его жизни, то как говорится «слова остаются только словами». В связи с чем, предлагается из числа наиболее активных граждан создать ТОС и привлекать в это объединение местное население.
2. Повышение информационной составляющей (расширение данных на сайте администрации, публикации в районной газете). Для того, чтобы население поселка могло больше знать о деятельности местных органов власти, о перспективах и итогах развития территории, необходимо совершенствовать саму систему предоставления этой информации. Для этого необходимо провести реконструкцию сайта администрации поселения, уделить больше информации на сайте и в районной газете проблемам и перспективам развития территории. Сформировать отдельные рубрики, например «Итоги квартала» или «Итоги месяца», где можно предоставлять информацию о различных направлениях деятельности администрации.
3. Проведение собрания граждан по наиболее острым проблемам поселения и вопросам формирования и утверждения Программы социально – экономического развития поселения на 2020-2025 гг.
Формирование и утверждение комплексной программы социально-экономического развития Николаевского сельского поселения. В целях определения основных направлений и перспектив развития поселения, органам местного самоуправления совместно с жителями, предлагается обсудить вопрос об утверждении Программы комплексного социально – экономического развития Николаевского сельского поселения на 2020-2025 гг. Паспорт программы разработан и представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Паспорт комплексной программы социально-экономического развития Николаевского сельского поселения
Наименование программы | Комплексная программа социально – экономического развития Николаевского сельского поселения на 2020 – 2025 годы |
Основание для разработки программы | — Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации; — Устав Николаевского сельского поселения; |
Заказчики программы | Глава администрации сельского поселения Совет народных депутатов Николаевского сельского поселения |
Основные разработчики программы | Администрация Николаевского сельского поселения |
Основная цель программы | Создание условий для устойчивого повышения жизненного уровня населения Николаевского сельского поселения на основе активного использования экономического потенциала в условиях долгосрочной стабильности и предсказуемости условий экономического развития всех хозяйствующих субъектов |
Основные задачи программы | — формирование благоприятной и комфортной среды проживания; — повышение качества и надежности оказания жилищно-коммунальных услуг; — снижение уровня безработицы; — создание экономических стимулов для развития малого предпринимательства. |
Сроки и этапы реализации программы | 2020-2025 годы |
Объемы и источники финансирования | Всего по программе – 15,44 млн.руб. |
Перечень основных мероприятий | — ремонт и техническое перевооружение водопроводной сети; — капитальный ремонт дорог общего пользования; — обновление материальной и технической базы объектов социальной сферы; — осуществление реконструкции уличного освещения с применением современных энергосберегающих светильников; |
— выделение грантов на развитие малого предпринимательства (по направлениям социальной сферы); совершенствование эстетического облика сельского поселения. | |
Исполнители основных мероприятий | Администрация сельского поселения; предприятия и учреждения, расположенные на территории сельского поселения, независимо от форм собственности; предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | — повышение качества питьевой воды; — снижение уровня аварийных ситуаций в водопроводной сети; — увеличение количества субъектов малого предпринимательства; — строительство объектов социальной сферы; — повышение уровня и качества жизни населения; — формирование дополнительных рабочих мест; — снижение уровня безработицы. |
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией Николаевского сельского поселения и депутатами Николаевского сельского поселения |
Предлагаемая Программа является основным и наиболее важным инструментом, с помощью которого предлагается достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития в Николаевском сельском поселении в среднесрочной перспективе, с учетом программ социально-экономического развития Кузбасса и Мариинского района.
Необходимо отметить, что основным принципом, формирование и утверждения Программы социально-экономического развития поселения, является принцип сбалансированности интересов, именно этот принцип подразумевает обеспечение соблюдения интересов, как населения, общественных объединений и организаций, так и органов местного самоуправления, которые участвуют в реализации предлагаемой и утвержденной Программы.
Реализация же Программы социально-экономического развития Николаевского сельского поселения должна предусматривать использование всех средств и методов, основанных на государственном воздействии, таких например, как: нормативно-правового регулирования, организации бюджетной поддержки, информационной поддержки и иные прямые и непрямые методы.
Таким образом, предлагаемые мероприятия прямо и косвенно будут способствовать не только совершенствованию системы организации работы с населением в органах местной власти, но и позволят выработать основные направления социально-экономического развития территории.
Социальный эффект от предлагаемых мероприятий
Оценка социального эффекта от предлагаемых мероприятий сформирована в разрезе каждой проблемы и каждого выработанного мероприятия (таблица 2).
Таблица 2 – Социальный эффект в разрезе предлагаемых мероприятий по совершенствованию организации работы с населением в органах муниципальной власти (на примере Николаевского сельского поселения).
Проблема | Пути решения | Социальный эффект |
Недостаточный уровень гражданской активности населения | Формирование территориального общественного самоуправления (ТОС) | Совершенствование системы управления территорией. Повышение уровня гражданской активности населения. |
Недостаточный уровень информационной составляющей о работе администрации поселения | Повышение информационной составляющей (расширение данных на сайте администрации, публикации в районной газете) | Повышение уровня качественного взаимодействия местных органов власти с населением. |
Недостаточный уровень взаимодействия и использования средств и методов взаимодействия органов муниципальной власти с населением Николаевского сельского поселения | Проведение собрания граждан по наиболее острым проблемам поселения и вопросам формирования и утверждения Программы социально – экономического развития поселения на 2020-2025 гг. | Формирование основных направлений развития территории, определение и поиск путей решения актуальных проблем жизнеобеспечения на территории сельского поселения. |
Все предлагаемые мероприятия носят теоретический и практический характер, а следовательно, могут быть использованы в практике управления муниципальным образованием и способствовать совершенствованию не только системы взаимодействия органов местной власти с населением, но и социально-экономическому развитию территории.