Пример совершенствования работы с населением в органах МСУ

Пример совершенствования организации работы с населением в органах муниципальной власти




Общие проблемы организации работы с населением в органах муниципальной власти

В настоящее время Николаевское сельское поселение Мариинского района Кемеровской области, так же как и другие небольшие села, деревни нашей страны испытывает существенные проблемы во многих сферах, особенно остро стоит проблема снижения численности жителей сельских населенных пунктов. Применительно к Николаевскому сельскому поселению основной причиной снижения численности жителей является отсутствие работы и школы. Граждане с трудом верят в то, что поселение будет развиваться и в нем будут созданы комфортные условия жизни. При этом, сами граждане проявляют низкий уровень гражданской активности по вопросам развития поселения. На своем уровне, администрация  Николаевское сельское поселение проводит работу с населением в достаточной мере, соответствующей своим полномочиям. Однако, и сами органы местной власти, не пользуются всеми возможными средствами, данными им нормативно – правовыми актами, по реализации более эффективной работы с населением в целях развития территории. Более активное взаимодействие с населением по вопросам наиболее острых проблем поселения, а также формирования и утверждения Программы социально-экономического развития Николаевского сельского поселения, должны способствовать улучшению качества жизни граждан.

Основные проблемы, которые прямо или косвенно касаются  организации работы с населением в органах муниципальной власти в Николаевском сельском поселении Мариинского района Кемеровской области, представлены на рисунке 1.

Основные проблемы организации работы с населением в органах муниципальной власти (на примере Николаевского сельского поселения Мариинского района Кемеровской области)

В целях поиска наиболее рациональных путей обозначенных выше проблем, необходимо проанализировать более детально каждую из них.

1. Недостаточный уровень гражданской активности населения. Если еще раз проанализировать динамику и структуру обращений граждан в органы местного самоуправления Николаевского сельского поселения, то можно заметить, что основную часть обращений составляют обращения по личным вопросам (справки, характеристики, нотариальные дела и т.п.). Доля же обращений по вопросам проблем, направлений развития, участия в формировании направлений развития поселения очень низка. Так в 2018 году количество обращений по таким вопросам составило 20 ед., что от общего числа жителей составляет всего 3%. Хотя, фактически, количество проблем, с которыми сталкиваются жители, в том числе и по вопросам ремонта и отсыпки дорог, качества воды, работы социальных объектов, намного больше. Тем самым основная часть населения не выражает свою гражданскую активность, в том числе не проводятся собрания, местные референдумы, граждане не учувствуют в опросах и неохотно следят за результатами деятельности местных органов власти.

2. Недостаточный уровень информационной составляющей о работе администрации поселения. Основными средствами массовой информации, способными довести до граждан поселения какую-либо информацию о деятельности местных органов власти, направлений развития поселения, организации работы системы ЖКХ и объектов социальной сферы, являются: Мариинская районная газета «Вперед», официальный сайт администрации Николаевского сельского поселения и официальный сайт администрации Мариинского муниципального района. Однако, что касается районной газеты, то в ней очень редко встречаются заметки о поселении, в основном направленные на информацию о каких-либо социальных мероприятиях (праздники, концентры и т.п.). На сайте администрации Николаевского сельского поселения имеется некоторая информация о поселении, в частности формируется новостная рубрика, представлен бюджет для граждан, даны ссылки на различные нормативно – правовые акты органов местного самоуправления. Однако, необходимо отметить, что эта информация не только представлена в низко читабельной форме, но еще и часть из нее не соответствует действительности. Так, например, данные «бюджета для граждан» очень сильно разнятся с «отчетом об исполнении бюджета», а ссылка на Постановление      «Об утверждении прогноза социально-экономического развития Николаевского сельского поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» просто не функционирует. В связи, с чем граждане не могут посмотреть и почитать этот документ, и вообще сомневаются в его наличии.

3. Недостаточный уровень взаимодействия и использования средств и методов взаимодействия органов муниципальной власти с населением Николаевского сельского поселения. В Уставе сельского поселения закреплены основные возможные направления в области организации взаимодействия населения с местными органами власти, однако, по факту сотрудники и Глава администрации поселения не проводит по собственной инициативе собрания, опросы, референдумы и конференции по по актуальным вопросам жизнеобеспечения.


Основные направления мероприятий по совершенствованию организации работы с населением в органах муниципальной власти

Основные направления мероприятий по совершенствованию организации работы с населением в органах муниципальной власти (на примере Николаевского сельского поселения Мариинского района Кемеровской области) представлены на рисунке 2.

Основные направления мероприятий по совершенствованию организации работы с населением в органах муниципальной власти

Предлагаемые мероприятия будут способствовать совершенствованию не только организации работы с населением в органах местного самоуправления, но и улучшению качества жизни населения. Рассмотрим более подробно каждое из предлагаемых мероприятий.

1. Повышение уровня гражданской активности населения. Уже не первый год, во многих регионах нашей страны, формируются так называемые – территориальные общественные самоуправления (ТОС). К сожалению, на территории Мариинского района Кемеровской области, такая форма общественного объединения граждан развития не получила, чему препятствовал ряд факторов, а именно: низкий уровень вовлеченности населения, его слабая информированность, необходимость в специалистах по социально-экономическому развитию микротерриторий, слабая законодательная база. Фактически, рассматривая проблемы гражданской активности населения, можно выделить главную причину низкого уровня этой активности, а именно – «не хватает объединяющего начала». Если по опросам население готово предпринимать меры по развитию поселка и участия в его жизни, то как говорится «слова остаются только словами». В связи с чем, предлагается из числа наиболее активных граждан создать ТОС и привлекать в это объединение местное население.

2. Повышение информационной составляющей (расширение данных на сайте администрации, публикации в районной газете). Для того, чтобы население поселка могло больше знать о деятельности местных органов власти, о перспективах и итогах развития территории, необходимо совершенствовать саму систему предоставления этой информации. Для этого необходимо провести реконструкцию сайта администрации поселения, уделить больше информации на сайте и в районной газете проблемам и перспективам развития территории. Сформировать отдельные рубрики, например «Итоги квартала» или «Итоги месяца», где можно предоставлять информацию о различных направлениях деятельности администрации.

3. Проведение собрания граждан по наиболее острым проблемам поселения и вопросам формирования и утверждения Программы социально – экономического развития поселения на 2020-2025 гг.

Формирование и утверждение комплексной программы социально-экономического развития Николаевского сельского поселения. В целях определения основных направлений и перспектив развития поселения, органам местного самоуправления совместно с жителями, предлагается обсудить вопрос об утверждении Программы комплексного социально – экономического развития Николаевского сельского поселения на 2020-2025 гг. Паспорт программы разработан и представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Паспорт комплексной программы социально-экономического развития Николаевского сельского поселения

Наименование программы Комплексная программа социально – экономического развития Николаевского сельского поселения на 2020 – 2025 годы
Основание для разработки программы — Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации; — Устав Николаевского сельского поселения;
Заказчики программы Глава администрации сельского поселения Совет народных депутатов Николаевского сельского поселения
Основные разработчики программы Администрация Николаевского  сельского поселения
Основная цель программы Создание условий для устойчивого повышения жизненного уровня населения Николаевского сельского поселения на основе активного использования экономического потенциала в условиях долгосрочной стабильности и предсказуемости условий экономического развития всех хозяйствующих субъектов
Основные задачи  программы — формирование благоприятной и комфортной среды проживания; — повышение качества и надежности оказания жилищно-коммунальных услуг; — снижение уровня безработицы; — создание экономических стимулов для развития малого предпринимательства.
Сроки и этапы реализации программы 2020-2025 годы
Объемы и источники финансирования Всего по программе – 15,44 млн.руб.  
Перечень  основных мероприятий — ремонт и техническое перевооружение водопроводной сети; — капитальный ремонт дорог общего пользования; — обновление материальной и технической базы объектов социальной сферы; — осуществление реконструкции уличного освещения с применением современных энергосберегающих светильников;
  — выделение грантов на развитие малого предпринимательства (по направлениям социальной сферы); совершенствование эстетического облика сельского поселения.
Исполнители основных мероприятий Администрация сельского поселения; предприятия и учреждения, расположенные на территории сельского поселения, независимо от форм собственности; предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы — повышение качества питьевой воды; — снижение уровня аварийных ситуаций в водопроводной сети; — увеличение количества субъектов малого предпринимательства; — строительство объектов социальной сферы; — повышение уровня и качества жизни населения; — формирование дополнительных рабочих мест; — снижение уровня безработицы.
Система организации контроля за исполнением программы Контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией Николаевского сельского поселения и депутатами Николаевского  сельского поселения

Предлагаемая Программа является основным и наиболее важным  инструментом, с помощью которого предлагается достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития в Николаевском сельском поселении в среднесрочной перспективе, с учетом программ социально-экономического развития Кузбасса и Мариинского района.

Необходимо отметить, что основным принципом, формирование и утверждения Программы социально-экономического развития поселения, является принцип сбалансированности интересов, именно этот принцип подразумевает обеспечение соблюдения интересов, как населения, общественных объединений и организаций, так и органов местного самоуправления, которые участвуют в реализации предлагаемой и утвержденной Программы.

Реализация же Программы социально-экономического развития Николаевского сельского поселения должна предусматривать  использование всех средств и методов, основанных на государственном воздействии, таких например, как: нормативно-правового регулирования, организации бюджетной поддержки, информационной поддержки и иные прямые и непрямые методы.

Таким образом, предлагаемые мероприятия прямо и косвенно будут способствовать не только совершенствованию системы организации работы с населением в органах местной власти, но и позволят выработать основные направления социально-экономического развития территории.


Социальный эффект от предлагаемых мероприятий

Оценка социального эффекта от предлагаемых мероприятий сформирована в разрезе каждой проблемы и каждого выработанного мероприятия (таблица 2).

Таблица 2 – Социальный эффект в разрезе предлагаемых мероприятий по совершенствованию организации работы с населением в органах муниципальной власти (на примере Николаевского сельского поселения).

Проблема Пути решения Социальный эффект
Недостаточный уровень гражданской активности населения Формирование территориального общественного самоуправления (ТОС) Совершенствование системы управления территорией. Повышение уровня гражданской активности населения.
Недостаточный уровень информационной составляющей о работе администрации поселения Повышение информационной составляющей (расширение данных на сайте администрации, публикации в районной газете) Повышение уровня качественного взаимодействия местных органов власти с населением.
Недостаточный уровень взаимодействия и использования средств и методов взаимодействия органов муниципальной власти с населением Николаевского сельского поселения Проведение собрания граждан по наиболее острым проблемам поселения и вопросам формирования и утверждения Программы социально – экономического развития поселения на 2020-2025 гг. Формирование основных направлений развития территории, определение и поиск путей решения актуальных проблем жизнеобеспечения на территории сельского поселения.

Все предлагаемые мероприятия носят теоретический и практический характер, а следовательно, могут быть использованы в практике управления муниципальным образованием и способствовать совершенствованию не только системы взаимодействия органов местной власти с населением, но и социально-экономическому развитию территории.

Оставьте комментарий