Реализация полномочий по участию в профилактике экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма в границах поселения и муниципального района закреплены: Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г.; Федеральным законом № 114 «О противодействии экстремизму»; Стратегией государственной национальной политики в РФ до 2025 года; Стратегией противодействия экстремизму в РФ до 2025 года и др.).
Общественные объединения в виде общественных организаций, представляют значительный интерес в организации помощи в области противодействия экстремизму в России. Что касается правового обеспечения противодействия экстремизму, то основные правовые документы в этой области сформированы как на национальном, так и на международном уровне. В связи с тем, что экстремизм является зачатком терроризма и представляет собой глобальную проблему, международное сотрудничество в области противодействия экстремизму просто необходимо.
В ряде большинства европейских государств и государств содружества СНГ, формой выражения основной концепции противодействия экстремизму являются плановые документы. К таким документам можно отнести:
— антитеррористические программы;
— антиэкстремистские программы;
— национальные планы;
— программы по работе с молодежью;
— законы и иные нормативно-правовые акты, ограничивающие экстремистскую деятельность в сети «Интернет» и другие.
Противодействие экстремистской деятельности, представляет собой одну из приоритетных задач государственных органов власти в РФ и общественных объединений.
Прежде чем обозначить роль общественных организаций в сфере противодействия экстремизму, необходимо рассмотреть перечень мер, с помощью которых осуществляется эта деятельность:
— совершенствование правового обеспечения мер, направленных на противодействие экстремизму;
— проведение профилактических мероприятий по разъяснению гражданам вреда экстремистской деятельности;
— проведение ряда профилактических комплексных мероприятий, особенно в молодежной среде в целях формирования правовой культуры путем реализации встреч;
— организация «круглых столов» по вопросам противодействия экстремизму;
— внедрение в общественное сознание граждан убеждений о бесперспективности использования насилия;
— доведение до граждан конкретной государственной позиции в области недопущения экстремистской деятельности;
— формирования положительного имиджа органов всех ветвей власти в РФ;
— разоблачение мифов, героизирующих экстремистскую и террористическую деятельность;
— демонстрация лицемерия организаторов и спонсоров экстремизма;
— воспитание законопослушности у населения;
— внедрение в общественное сознание уважение и правильное понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности;
— формирование и поддерживание среди творческой интеллигенции и представителей СМИ стимулы создавать художественные, публицистические, документальные произведения, направленные на формирование антитеррористического сознания в обществе и другие способы и методы.
К сожалению, на сегодняшний день, как отмечает Юнусов А.М., современная российская система образования и обучения на всех уровнях не в достаточной мере занимается вопросами морально-нравственного и культурного воспитания молодежи, формированием таких качеств личности, как: патриотизм, веротерпимость, толерантность, чувство товарищества. Такие недоработки не способствует повышению эффективности противодействия молодежному экстремизму, снижают порог социальной безопасности.
Роль общественных организаций в противодействии распространению идеологии экстремизма и терроризма очень важна. Объединяясь по мотивам удовлетворения общности интересов, детские, молодежные, спортивные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики — ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества. Помимо обсуждения способов решения той или иной проблемы, молодежные организации предоставляют некие преимущества для развития конкретного человека как личности в контексте определенной общественной культуры.
Средства массовой информации остаются одним из важнейших каналов донесения информации до населения, и от их позиции, от их корректной работы зависит очень многое. Это касается не только противодействия идеологии экстремизма и терроризма, но и таких вопросов, как гармонизация межнациональных и межрелигиозных отношений. В то же время зачастую бывает так, что некоторые недобросовестные журналисты выдергивают отдельные факты и представляют их таким образом, что это не просто не способствует гармонизации отношений и нивелированию каких-то конфликтных ситуаций, а, наоборот, подогревает их.
Кроме молодежных общественных организаций, в нашей стране формируются и иные объединения, целью которых, хоть и косвенно, является противодействие терроризму. К таким организациям (объединениям) можно отнести:
— национальные-культурные объединения;
— территориально-соседские общины;
— семейно-родовой общины;
— религиозные организации.
Таким образом, на основании проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
— в Российской Федерации действует множество различных общественных объединений, имеющих свои цели, задачи, миссию, направления деятельности, к таким объединениям относятся и общественные организации в сфере противодействия экстремизму;
— экстремизм является современной угрозой национальной безопасности государств и проявляется, прежде всего, в действиях направленных на побуждение ненависти и вражды, часто перетекающей в террористическую деятельность;
— несомненным и неоспоримым является тот факт, что процесс противодействия экстремизму должен носить комплексный характер, и организован на международном уровне, так как сама экстремистская деятельность является динамичной в своем развитии, и требует комплексного подхода и совместных усилий в борьбе с ней.