Содержание
Совершенствование осуществления, форм и размеров страховых выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая.
В целях решения вопросов с применением бывших в употреблении и восстановленных запасных частей при осуществлении ремонта транспортных средств на станциях технического обслуживания страховых компаний (с которыми заключены соответствующие договора), в законодательстве, необходимо более детально отразить особенности и условия применения таких запасных частей. Считаем целесообразным п.15.1 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изложить в следующем виде: При проведении восстановительного ремонта решение о применении и использовании для осуществления данного ремонта бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) должно быть в обязательном порядке согласовано с потерпевшим отдельным соглашением. Отсутствие данного соглашения не дает право страховщику использовать для восстановления и ремонта транспортного средства, бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов).
По факту, данное положение позволит более прозрачно решить вопрос о возможности применения бывших в употреблении запасных частей, которые законодатель и сейчас, разрешает применять. Но, наличие именно дополнительного соглашения, а не сноски в заявлении о страховом возмещении, позволит защитить права и интересы потерпевшей стороны.
В целях урегулирования вопроса об обязательном ремонте автомобиля у официального дилера, в возрасте более двух лет, считаем необходимым привязать данное обязательство не к возрасту автомобиля, а к гарантийному сроку, предоставляемому дилером.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ — ПРОБЛЕМЫ ОСАГО 2021
Считаем целесообразным п.15.2 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» изложить в следующем виде: Восстановительный ремонт транспортного средства должен осуществляться в дилерском центре, зарегистрированным на территории РФ, в рамках того периода, на который действуют гарантийные обязательства отдельно взятого дилерского центра.
Предлагаемое мероприятие будет способствовать сохранению гарантийных обязательств дилерских центров и будет служить способом защиты прав и интересов потерпевшей стороны.
Ужесточение контроля за соблюдением сроков выплат по возмещению ущерба страховыми компаниями.
В 2018 году законом 123-ФЗ от 04.06.2018 года введен институт финансовых уполномоченных (омбудсменов), которые занимаются защитой прав потребителей страховых услуг, прежде всего, страхователей по ОСАГО. В связи с чем, считаем необходимым ужесточить контроль за страховыми компания в области соблюдения сроков выплат по ОСАГО именно со стороны финансовых уполномоченных.
Изменение и уточнение нормативов для определения суммы страхового возмещения (страховой выплаты) при причинении вреда здоровью потерпевшего.
В целях совершенствования института ОСАГО, считаем целесообразным провести существенное реформирование, касающееся формирования суммы страхового возмещения (страховой выплаты) при причинении вреда здоровью потерпевшего, а именно:
— определить 100% объем выплат от максимальной суммы (500 тыс.руб.), лицам, которым в результате ДТП были нанесены травмы, повлекшие установление любой группы инвалидности;
— определить 100% объем выплат от максимальной суммы (500 тыс.руб.), лицам, которым в результате ДТП были нанесены травмы, не повлекшие наличие группы инвалидности, но ставшие причиной существенного ухудшения здоровья (например, повлекшее формированию болезни сахарный диабет);
— отменить установление критерия 12 недельного срока при потере беременности потерпевшей, с осуществлением 100% от максимальной суммы страхового возмещения.
Совершенствование формирования тарифов при расчете стоимости полиса ОСАГО
Считаем целесообразным в рамках страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, привязать стоимость полиса ОСАГО не к автомобилю, а к водительскому удостоверению физических лиц, ведь очевидно, что водитель не может ездить на нескольких транспортных средствах одновременно.
Кроме этого, считаем целесообразным со стороны Правительства РФ, внести изменения в соответствующие регламенты, определяющие порядок предоставления информации о замене водительского удостоверения страховым компаниям или Российскому Союзу Автостраховщиков (РСА).
Ужесточение мер ответственности за подделку полисов ОСАГО и мошенничество в этой сфере.
Дело в том, что по факту, мошенничество в сфере ОСАГО ведет к убыточности страховых компаний, которые по средствам обращения к РСА и ЦБРФ влияют на изменения тарифов ОСАГО в направлении увеличения. По сути, получается ситуация, когда простой и добропорядочный страхователь, вынужден из своего кармана оплачивать дополнительный тариф, установленный ЦБ РФ из-за высокого уровня убыточности страховых компаний.
В связи с чем, считаем целесообразным ужесточить нормы уголовной ответственность за подделку полисов ОСАГО, а так же за мошенничество в сфере ОСАГО.
Ужесточение контроля за навязыванием дополнительных услуг со стороны страховых компаний, при заключении договора ОСАГО
В целях сокращения случаев навязывания дополнительных услуг со стороны страховых компаний, считаем целесообразным:
— повысить максимальный размер штрафа с 40 до 100 тыс.руб. в случае повторного нарушения;
— рассмотреть вопрос о лишении лицензии на осуществление деятельности в области ОСАГО.
Ужесточение ответственности за продажей страховых компаний диагностических карт технического осмотра, без фактического его прохождения.
Сегодня большая часть всех автомобилистов в России уклоняется от процедуры прохождения технического осмотра, и просто покупают диагностическую карту, чтобы использовать ее для получения страхового полиса ОСАГО. При этом владельцы транспортных средств не считают нужным проходить технический осмотр и проверять автомобиль на исправность. Такую ситуацию, в большей мере, породили сами страховые компании, которые просто продают готовые бланки диагностических карт.
В связи с чем, на законодательном уровне, необходимо ужесточить правила, касающиеся прохождения технического осмотра. Сам процесс прохождения автомобилем технического осмотра должен фиксироваться на камеры при въезде и выезде с пункта. А на снимках должен быть виден номер транспортного средства, место прохождения технического осмотра и время. Данное изменение позволит проверяющей стороне точно определять, проходил ли данный автомобиль обязательную процедуру.
Кроме того, предлагается ужесточить административную ответственность за выдачу страховыми компаниями диагностических карт без прохождения технического осмотра транспортного средства. В том случае, если страхователь представил собственную диагностическую карту страховщику, то он должен сам нести риск ее недействительности в результате фактического не предоставления транспортного средства на технический осмотр, вплоть до разрыва договора ОСАГО.
Совершенствование системы и распространение продажи полисов е-ОСАГО.
Экономическая реальность, которая складывается на рынке страхования, обусловлена высокой долей убыточности страховых компаний по направлению продажи полисов ОСАГО. Общее количество зарегистрированных страховых случаев и динамика отказов по выплатам ОСАГО, представлена в приложении Б и В. Юридически, все страховые компании выполнили указание по предоставлению удаленных услуг, а практически многие клиенты периодически сталкиваются с проблемами оформления е-ОСАГО. Очень часто автовладельцы жалуются именно на неработающие системы продажи полисов е-ОСАГО на официальных сайтах страховой компании. Проблема заключается в обновлении информации о скидках для страхователя (КМБ). Существует предположение, что РСА просто специально не хочет, что бы в определенный период времени работало оформление с КБМ = 1. Так как этот сегмент является убыточным для страховых компаний.
В связи с выявленными проблемами, считаем целесообразным установить контроль над работоспособностью автоматических систем по продаже полисов е-ОСАГО с введением административной ответственности на юридических лиц, оказывающих услуги страхования.
Совершенствование системы регрессных требований по ОСАГО.
В целях совершенствования института регресса в вопросах ОСАГО, считаем целесообразным:
— изложить п. «в» ч.1. ст. 14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в следующем виде — в) указанное лицо не имело водительского удостоверения необходимой категории на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
— заключать договор ОСАГО не период не более срока истечения действия диагностической карты;
— в п. «ж» ч.1. ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО», установить, что «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие».
Таким образом, на основании выше представленного материала, можно сделать вывод о том, что в целях устранения выявленных проблем, необходимо совершенствовать систему формирования тарифов по ОСАГО, форм и условий выплат, нормативов определения тяжести наступления страховых случаев по отношению к потерпевшим получившим вред здоровью, совершенствовать правовую базу регулирующую отношения в области ОСАГО, ужесточить контроль за мошенничеством в области ОСАГО, ужесточить меры ответственности за подделку полисов ОСАГО, ужесточить контроль за навязыванием дополнительных услуг со стороны страховых компаний, при заключении договора ОСАГО, ужесточить ответственность за продажу страховых компаний диагностических карт технического осмотра, без фактического его прохождения, а также совершенствовать систему продажи полисов е-ОСАГО и систему регрессных требований по ОСАГО.
Предлагаемые мероприятия в рамках данной выпускной квалификационной работы, направленные на совершенствования законодательства и правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, будут способствовать обеспечению равенства и повышению правовой защиты участников страховых отношений в рамках ОСАГО.